Конституционная жалоба сроки

Стадии конституционного судопроизводства

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается. В принципе, это характерно для западной судебной системы — например, для голландских, английских судов и т.д. — но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения — а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») — происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено — изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Конституционная жалоба

Что такое конституционная жалоба и кто вправе её подавать? Граждане России имеют право в случае нарушения конституционных прав и свобод подавать индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ (КС РФ).

Подать жалобу могут отдельные граждане и их объединения, а также другие должностные лица и организации, которые указаны в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г. (далее – Закон № 1-ФКЗ). Таким правом наделены лица без гражданства и иностранцы, пользующиеся в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами наравне с гражданами РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ может иметь форму:

Любая из них должна соответствовать требованиям Закона № 1-ФКЗ.

С обычными спорами обращаться в этот орган нельзя.

Конституционная жалоба подается в соответствии со ст. 6 Закона № 1-ФКЗ, если:

  • есть подозрение у гражданина на противоречие нормативного акта Конституции РФ;
  • возник спор о распределении полномочий в случае появления разногласий в понимании конституционных норм;
  • судебный орган или иная инстанция рассматривает дело, но для его справедливого разбирательства нужно грамотное толкование норм Конституции РФ, по которым, возникают разночтения;
  • появилось обвинение Президента РФ в измене государству или в совершении другого тяжкого преступления.

Правила составления

В обращении не должно быть ошибок, исправлений, неточностей и двусмысленностей. Оно излагается в деловом стиле и должно соответствовать нормам делового этикета. Необходимо исключить употребление некорректных выражений, эмоциональных фраз и ненормативной лексики. Поданная таким образом жалоба может быть оставлена без рассмотрения.

Законом не установлено строгой формы этого документа, но в нем должны содержаться:

  • название суда;
  • информация о заявителе, в том числе его контактные данные;
  • данные об иных участниках процесса;
  • подробная информация об обжалуемом судебном постановлении;
  • нарушенные судами разных инстанций законодательные и конституционные нормы;
  • дата и подпись лица заявителя.
Другие публикации:  Как оформить ипотеку под вторичное жилье

Жалоба будет убедительнее со ссылками на судебную практику Верховного суда и принятые решения КС РФ по подобным вопросам. Усилить действие этого обращения помогут конкретные ссылки на формализм судов и несоответствие норм закона и судебных постановлений.

К составленной жалобе прилагается квитанция об уплате госпошлины и документы, подтверждающие доводы ее автора. Документы следует представлять в оригинале вместе с их копиями. Жалобу подают в нескольких экземплярах – по количеству участников процесса и заинтересованных в нем лиц.

При рассмотрении дела по жалобе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан все документы, изложенные на иностранном языке, должны быть переведены и заверены нотариально.

Куда и в какие сроки подается

Обращение подается непосредственно в Секретариат КС РФ, где его тщательно изучают и проверяют на наличие ошибок и неточностей. При их обнаружении жалоба может быть возвращена.

Причинами отказа также являются:

  • пропуск срока подачи – о нем говорится в ст. 97 Закона № 1-ФКЗ, и он не должен превышать 12 месяцев с момента рассмотрения дела в суде;

В каком последнем суде должно быть рассмотрено дело, закон не говорит. Но если исходить из судебной практики, это должен быть суд высшей (последней) судебной инстанции (Верховный окружной, Верховный суд Республики или Верховный Суд РФ).

  • пропуск жалобщиком некоторых этапов судебного процесса (рассмотрение в суде первой инстанции, апелляция, кассация);
  • в судебном постановлении нет нарушений конституционных прав граждан РФ.

После исправления ошибок и внесения изменений документы подаются повторно. Далее судьи оценят основания для подачи жалобы и составят допуск.

Как рассматривается жалоба

Конституционный Суд РФ не является вышестоящей инстанцией для Верховного Суда РФ. В его компетенцию не входит рассмотрение дела физического лица, которое первоначально находилось в юрисдикции районного, арбитражного или кассационного суда. Законность самих решений не проверяется, а рассматриваются вопросы о соответствии Конституции РФ конкретной, применённой судами правовой нормы.

Рассмотрение дела представляет собой сложный и многоуровневый процесс из нескольких этапов.

На первом этапе несколько судей предварительно изучают жалобу и поданные документы. Вникают в обстоятельства и основания по делу, после чего принимают решение о допуске жалобы к общему рассмотрению или отказывают заявителю. Чтобы решение было вынесено на предварительном этапе, законом отводится до 90 дней.

На втором – проводятся слушания дела в КС РФ. Процесс аналогичен порядку рассмотрения искового заявления в суде первой инстанции.

На третьем этапе после рассмотрения жалобы выносится решение. Участники процесса вызываются в суд, где их знакомят с постановлением. После этого оно утверждается и публикуется на сайте Конституционного Суда РФ. В обязательном порядке решение высылается по почте всем заинтересованным сторонам конфликта.

Вынесенное судебное постановление КС РФ разъясняется в очень редких случаях. Оно должно восприниматься как законное, аргументированное, ясное и не подлежащее последующему обжалованию.

Что происходит после принятия решения

В соответствии со ст. 79 Закона № 1-ФКЗ те нормативные акты или их отдельные положения, которые были признаны судьями КС РФ не соответствующими Конституции, считаются сразу же утратившими свою юридическую силу. Обратную силу решение КС РФ имеют только тогда, когда при рассмотрении жалобы была установлена неконституционность правового акта. Это относится и к тем актам, которые были вынесены до принятия постановления КС РФ.
После этого все судебные дела, которые стали поводом для обращения с жалобой в Конституционный Суд, в обязательном порядке подлежат пересмотру компетентными судебными органами.

Но сделать это, не разбираясь в многочисленных нормах законодательства, сложно. При составлении конституционной жалобы важно соблюдать различные законодательные нормы, стандарты и требования. Поручить составление этого документа лучше опытным юристам нашей компании. Тогда у вас появятся реальные шансы на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему положительного решения Конституционного Суда РФ.

В каких случаях Конституционный Суд РФ откажется рассматривать жалобу

К сожалению, часто бывает, что все формальные требования к жалобе соблюдены, а Секретариат КС РФ все равно отказывает в передаче жалобы на изучение судьями КС РФ в порядке ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», либо жалоба (иногда уже после повторной подачи) судьям КС РФ на предварительное изучение передается, однако в итоге выносится определение об отказе в принятии такой жалобы к рассмотрению.

Как правило, это обусловлено ошибками, допускаемыми самим заявителем, причем еще на стадии оценки целесообразности обращения в КС РФ в принципе.

Чтобы таких ошибок, по возможности, избежать, ниже приводится перечень распространенных случаев, в которых КС РФ, скорее всего,откажется рассматривать жалобу.

A. Если заявитель делает слишком большой акцент на конкретных фактических обстоятельствах дела с его участием

Если заявитель делает слишком большой акцент на конкретных фактических обстоятельствах дела с его участием, подробно описывая суть и детали спора, КС РФ может не увидеть за такими обстоятельствами правовой составляющей дела, имеющей конституционно-правовое значение.

В такой ситуации КС РФ обычно склонен отвечать, что он « решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов» (Определение от 17 июля 2007 г. № 544-О-О; Определение от 21 июня 2011 г. № 848-О-Р; Определение от 16 декабря 2010 г. № 1589-О-О и др.).

B. Если заявитель делает акцент на несовершенстве законодательства, и по сути ставит перед КС РФ вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование

«Заявители, формально оспаривая конституционность положения части 1 статьи 266 АПК Российской Федерации о том, что к рассмотрению дела в порядке апелляционного производства не привлекаются арбитражные заседатели, по существу, ставят перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о внесении целесообразных, с их точки зрения, изменений в действующее законодательство, направленных на введение института арбитражных заседателей в апелляционное производство в системе арбитражных судов. Однако это к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“, не относится, а является прерогативой федерального законодателя» (Определение от 18 января 2011 г. № 2-О-О).

Само собой разумеется, что часто грань между неконституционностью нормы и необходимостью ее изменения — очень зыбка.

В таком случае надо, при помощи приемов юридической техники, использовать правильные формулировки в жалобе в КС РФ.

C. Когда заявитель делает акцент на необходимости устранения коллизии положений законодательства

« Не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации и устранение имеющейся, по утверждению заявителя, коллизии между законодательными актами о налоге с продаж и Федеральным законом „О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, руководствуясь статьей 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 76 (части 3,5 и 6), в случаях противоречия между законами должны самостоятельно решать, какой именно закон подлежит применению в рассматриваемом деле. Проверка же законности и обоснованности вынесенных судебных решений возложена на вышестоящие суды» (Определение КС РФ от 15 мая 2001 г. № 89-О).

Нейтрализовать такой подход можно путем указания не на необходимость устранения коллизии самим Конституционным Судом, а путем перенесения акцента на то, что сам факт наличия такой коллизии уже свидетельствует о неконституционности обжалуемых законоположений. А КС РФ посредством соответствующего толкования нормы в соответствии с Конституцией РФ может такую коллизию снять.

Иными словами, это опять вопрос правильного использования приемов юридической техники в жалобе в КС РФ.

D. Если заявитель просит КС РФ проверить законность вынесенного в его отношении судебного акта, а не примененного положения закона, и формулирует доводы так, как если бы КС РФ был вышестоящей инстанцией по конкретному делу.

«Проверка же законности и обоснованности судебного решения, принятого в отношении заявительницы, с учетом фактических обстоятельств ее конкретного дела не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Определение № 1805-О-О от 21 декабря 2011 г.).

«Как следует из жалобы, оспаривая конституционность норм уголовно-процессуального закона, заявитель утверждает, что правоприменительные решения в его деле приняты вопреки требованиям этих норм, нарушен срок его задержания в качестве подозреваемого, и просит направить его жалобу с приложенными к ней материалами в суд надзорной инстанции для пересмотра состоявшихся по делу решений. Тем самым заявитель фактически предлагает Конституционному Суду Российской Федерации дать оценку не положениям закона, а правоприменительным решениям, проверка законности и обоснованности которых не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации » (Определение КС РФ от 19 июня 2012 г. № 1106-О).

E. Если проверка конституционности нормативного акта не относится к полномочиям КС РФ

По жалобам граждан и юридических лиц на нарушение их конституционных прав и свобод КС РФ может проверить только конституционность закона, но не иных нормативных актов: «Проверка по жалобам граждан конституционности подзаконных нормативных актов субъектов Российской Федерации , к которым относится утвержденный постановлением Правительства Ярославской области Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, проведением энергетических обследований, по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной к данной точке присоединения мощности), в том числе объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации , а следовательно, данная жалоба не может быть принята им к рассмотрению» (Определение от 19 июня 2012 г. № 1091-О);

Другие публикации:  Прием в гражданство рф ребенку

F. Если отсутствует устоявшаяся практика применения арбитражными судами обжалуемой нормы неконституционным образом

Когда речь идет об оспаривании конституционности не нормы самой по себе, а нормы по смыслу, придаваемому ей в правоприменительной практике, необходимо учитывать, что если в практике арбитражных судов отсутствуют случаи, которые бы подтверждали, что в России сложилась не соответствующая Конституции РФ правоприменительная практика толкования и применения арбитражными судами обжалуемых положений закона, аналогичная той, которая имела место в деле заявителя, КС РФ может отказаться подтвердить тезис о том, что обжалуемые положения закона неконституционны по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой.

Правоприменительная практика в данном случае будет исчерпываться делом заявителя, что опять-таки может подвести КС РФ к выводу о том, что он не рассматривает конкретные дела и воздерживается от исследования конкретных обстоятельств.

Следует иметь в виду, что в случае, когда дело быстро рассмотрено в ВС РФ, это может помочь утверждать, что соответствующая правоприменительная практика уже сложилась.

G. Если оспариваемый акт был отменен или утратил силу, либо редакция оспариваемой нормы была изменена до обращения в КС РФ, либо сразу после такого обращения, вследствие чего соответствующий пробел или несовершенство законодательства оказалось устранено

Применительно к данному условию существует одно исключение, которое допускает рассмотрение КС РФ жалоб по оспариванию акта, отмененного или утратившего силу, когда такой акт «продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия » (п. 4 ч. 1 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Таким образом, критерием допустимости обжалования в КС РФ законодательного акта является, прежде всего, факт применения этого акта в конкретном деле заявителя, и, как следствие, нарушение этим актом прав и свобод гражданина.

I. Если заявитель просит разъяснить то или иное положение законодательства

Следует еще раз отметить, что по жалобам граждан и юридических лиц КС РФ может проверить только конституционность закона, но не истолковать или разъяснить его содержание.

«Не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и сама по себе дача конституционно-правового истолкования статьи 125, глав 19 и 20 УПК Российской Федерации» (Определение от 11 мая 2012 г. № 691-О).

Вместе с тем, в рамках проверки конституционности обжалованного заявителем положения закона, КС РФ может разъяснить конституционно-правовой смысл обжалуемого положения.

J. Когда заявитель делает акцент на противоречии той или иной нормы не Конституции РФ, а международным обязательствам Российской Федерации

«Сам по себе факт несоответствия закона вступившему в силу международному договору Российской Федерации не является основанием для принятия Конституционным Судом Российской Федерации запроса к рассмотрению. Согласно статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“ Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии федеральных законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации. Между тем заявитель не привел каких-либо аргументов, подтверждающих неконституционность положений статьи 3 Федерального закона „О переводном и простом векселе“. По сути, ставится вопрос о непосредственной проверке соответствия названного Закона международным обязательствам Российской Федерации, что Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно. Необходимо также учитывать положение статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (Определение КС РФ от 4 декабря 1997 г. № 139-О).

K. Когда заявитель просит признать тот или иной орган управления / организацию недействующим

Одной из ошибок заявителей является направленная в КС РФ просьба признать недействующим тот или иной госорган, действующий (либо, например, бездействующий), с точки зрения заявителя, в нарушение Конституции РФ.

В ответ на это КС РФ, например, может указать следующее: «Что касается требования заявительницы о признании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации недействующей, то его разрешение не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 2 мая 2012 г. № 889-О).

L. Когда риски от признания нормы неконституционной перевешивают положительный эффект от такого решения

Относительно недавно КС РФ провозгласил новый принцип т.н. «разумной сдержанности», когда он, взвесив все «за» и «против» признания нормы не соответствующей Конституции, отказался признавать норму неконституционной, руководствуясь тем соображением, что негативные последствия признания нормы не соответствующей Конституции РФ могут нанести гораздо больший вред, нежели тот, который причиняется в связи с существованием такой нормы в российском законодательстве.

В рассматриваемом деле речь шла о проверке конституционности абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, которая определяет виды имущества, принадлежащего гражданину-должнику, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. По существу речь шла о балансе интересов кредитора (его права на судебную защиту, обеспечиваемого своевременным исполнением судебного акта) и должника (его права на жилище).

В своем постановлении КС РФ указал, что отсутствие в обжалуемом положении ГПК РФ критериев для определения разумно достаточного уровня обеспеченности жильем может приводить к несоразмерному ограничению прав кредиторов в их имущественных отношениях с гражданами-должниками и нарушать баланс конституционно защищаемых интересов. Однако признание обжалуемого положения неконституционным повлекло бы риск произвольного выбора правоприменителем указанных критериев разумности и достаточности размера жилого помещения:

«В настоящем деле Конституционный Суд Российской Федерации, обязанный при осуществлении возложенных на него полномочий исходить в том числе из недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц, с одной стороны, и стабильности правоотношений в интересах их участников — с другой, не может не принимать во внимание, что в условиях, когда вопрос о том, какой размер жилого помещения на данном этапе развития общества может считаться удовлетворяющим требованию обеспечения разумной потребности человека в жилище и, соответственно, на какое жилое помещение, являющееся единственным пригодным для постоянного проживания гражданина-должника и членов его семьи, может быть обращено взыскание по исполнительным документам, федеральным законодателем не решен, признание абзаца второго части первой статьи 446 ГПК Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации повлекло бы риск неоднозначного и, следовательно, произвольного выбора соответствующих критериев правоприменителем, причем в отношениях, характеризующихся высокой степенью социальной уязвимости людей, и при том что существующие в жилищной сфере нормативы имеют иное целевое назначение и использованы быть не могут.

Исходя из принципа разумной сдержанности и руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75, частью первой статьи 87 и статьей 100 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации в настоящем деле считает возможным воздержаться от признания положения абзаца второго части первой статьи 446 ГПК Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации» (Постановление от 14 мая 2012 г. № 11-П).

Конституционная жалоба

Что такое конституционная жалоба и кто вправе её подавать? Граждане России имеют право в случае нарушения конституционных прав и свобод подавать индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ (КС РФ).

Подать жалобу могут отдельные граждане и их объединения, а также другие должностные лица и организации, которые указаны в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г. (далее – Закон № 1-ФКЗ). Таким правом наделены лица без гражданства и иностранцы, пользующиеся в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами наравне с гражданами РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ может иметь форму:

Любая из них должна соответствовать требованиям Закона № 1-ФКЗ.

С обычными спорами обращаться в этот орган нельзя.

Конституционная жалоба подается в соответствии со ст. 6 Закона № 1-ФКЗ, если:

  • есть подозрение у гражданина на противоречие нормативного акта Конституции РФ;
  • возник спор о распределении полномочий в случае появления разногласий в понимании конституционных норм;
  • судебный орган или иная инстанция рассматривает дело, но для его справедливого разбирательства нужно грамотное толкование норм Конституции РФ, по которым, возникают разночтения;
  • появилось обвинение Президента РФ в измене государству или в совершении другого тяжкого преступления.

Правила составления

В обращении не должно быть ошибок, исправлений, неточностей и двусмысленностей. Оно излагается в деловом стиле и должно соответствовать нормам делового этикета. Необходимо исключить употребление некорректных выражений, эмоциональных фраз и ненормативной лексики. Поданная таким образом жалоба может быть оставлена без рассмотрения.

Законом не установлено строгой формы этого документа, но в нем должны содержаться:

  • название суда;
  • информация о заявителе, в том числе его контактные данные;
  • данные об иных участниках процесса;
  • подробная информация об обжалуемом судебном постановлении;
  • нарушенные судами разных инстанций законодательные и конституционные нормы;
  • дата и подпись лица заявителя.

Жалоба будет убедительнее со ссылками на судебную практику Верховного суда и принятые решения КС РФ по подобным вопросам. Усилить действие этого обращения помогут конкретные ссылки на формализм судов и несоответствие норм закона и судебных постановлений.

Другие публикации:  Льготы многодетным семьям кемерово

К составленной жалобе прилагается квитанция об уплате госпошлины и документы, подтверждающие доводы ее автора. Документы следует представлять в оригинале вместе с их копиями. Жалобу подают в нескольких экземплярах – по количеству участников процесса и заинтересованных в нем лиц.

При рассмотрении дела по жалобе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан все документы, изложенные на иностранном языке, должны быть переведены и заверены нотариально.

Куда и в какие сроки подается

Обращение подается непосредственно в Секретариат КС РФ, где его тщательно изучают и проверяют на наличие ошибок и неточностей. При их обнаружении жалоба может быть возвращена.

Причинами отказа также являются:

  • пропуск срока подачи – о нем говорится в ст. 97 Закона № 1-ФКЗ, и он не должен превышать 12 месяцев с момента рассмотрения дела в суде;

В каком последнем суде должно быть рассмотрено дело, закон не говорит. Но если исходить из судебной практики, это должен быть суд высшей (последней) судебной инстанции (Верховный окружной, Верховный суд Республики или Верховный Суд РФ).

  • пропуск жалобщиком некоторых этапов судебного процесса (рассмотрение в суде первой инстанции, апелляция, кассация);
  • в судебном постановлении нет нарушений конституционных прав граждан РФ.

После исправления ошибок и внесения изменений документы подаются повторно. Далее судьи оценят основания для подачи жалобы и составят допуск.

Как рассматривается жалоба

Конституционный Суд РФ не является вышестоящей инстанцией для Верховного Суда РФ. В его компетенцию не входит рассмотрение дела физического лица, которое первоначально находилось в юрисдикции районного, арбитражного или кассационного суда. Законность самих решений не проверяется, а рассматриваются вопросы о соответствии Конституции РФ конкретной, применённой судами правовой нормы.

Рассмотрение дела представляет собой сложный и многоуровневый процесс из нескольких этапов.

На первом этапе несколько судей предварительно изучают жалобу и поданные документы. Вникают в обстоятельства и основания по делу, после чего принимают решение о допуске жалобы к общему рассмотрению или отказывают заявителю. Чтобы решение было вынесено на предварительном этапе, законом отводится до 90 дней.

На втором – проводятся слушания дела в КС РФ. Процесс аналогичен порядку рассмотрения искового заявления в суде первой инстанции.

На третьем этапе после рассмотрения жалобы выносится решение. Участники процесса вызываются в суд, где их знакомят с постановлением. После этого оно утверждается и публикуется на сайте Конституционного Суда РФ. В обязательном порядке решение высылается по почте всем заинтересованным сторонам конфликта.

Вынесенное судебное постановление КС РФ разъясняется в очень редких случаях. Оно должно восприниматься как законное, аргументированное, ясное и не подлежащее последующему обжалованию.

Что происходит после принятия решения

В соответствии со ст. 79 Закона № 1-ФКЗ те нормативные акты или их отдельные положения, которые были признаны судьями КС РФ не соответствующими Конституции, считаются сразу же утратившими свою юридическую силу. Обратную силу решение КС РФ имеют только тогда, когда при рассмотрении жалобы была установлена неконституционность правового акта. Это относится и к тем актам, которые были вынесены до принятия постановления КС РФ.
После этого все судебные дела, которые стали поводом для обращения с жалобой в Конституционный Суд, в обязательном порядке подлежат пересмотру компетентными судебными органами.

Но сделать это, не разбираясь в многочисленных нормах законодательства, сложно. При составлении конституционной жалобы важно соблюдать различные законодательные нормы, стандарты и требования. Поручить составление этого документа лучше опытным юристам нашей компании. Тогда у вас появятся реальные шансы на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему положительного решения Конституционного Суда РФ.

Конституционная жалоба

Что такое конституционная жалоба и кто вправе её подавать? Граждане России имеют право в случае нарушения конституционных прав и свобод подавать индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ (КС РФ).

Подать жалобу могут отдельные граждане и их объединения, а также другие должностные лица и организации, которые указаны в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 г. (далее – Закон № 1-ФКЗ). Таким правом наделены лица без гражданства и иностранцы, пользующиеся в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами наравне с гражданами РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ может иметь форму:

Любая из них должна соответствовать требованиям Закона № 1-ФКЗ.

С обычными спорами обращаться в этот орган нельзя.

Конституционная жалоба подается в соответствии со ст. 6 Закона № 1-ФКЗ, если:

  • есть подозрение у гражданина на противоречие нормативного акта Конституции РФ;
  • возник спор о распределении полномочий в случае появления разногласий в понимании конституционных норм;
  • судебный орган или иная инстанция рассматривает дело, но для его справедливого разбирательства нужно грамотное толкование норм Конституции РФ, по которым, возникают разночтения;
  • появилось обвинение Президента РФ в измене государству или в совершении другого тяжкого преступления.

Правила составления

В обращении не должно быть ошибок, исправлений, неточностей и двусмысленностей. Оно излагается в деловом стиле и должно соответствовать нормам делового этикета. Необходимо исключить употребление некорректных выражений, эмоциональных фраз и ненормативной лексики. Поданная таким образом жалоба может быть оставлена без рассмотрения.

Законом не установлено строгой формы этого документа, но в нем должны содержаться:

  • название суда;
  • информация о заявителе, в том числе его контактные данные;
  • данные об иных участниках процесса;
  • подробная информация об обжалуемом судебном постановлении;
  • нарушенные судами разных инстанций законодательные и конституционные нормы;
  • дата и подпись лица заявителя.

Жалоба будет убедительнее со ссылками на судебную практику Верховного суда и принятые решения КС РФ по подобным вопросам. Усилить действие этого обращения помогут конкретные ссылки на формализм судов и несоответствие норм закона и судебных постановлений.

К составленной жалобе прилагается квитанция об уплате госпошлины и документы, подтверждающие доводы ее автора. Документы следует представлять в оригинале вместе с их копиями. Жалобу подают в нескольких экземплярах – по количеству участников процесса и заинтересованных в нем лиц.

При рассмотрении дела по жалобе постоянно проживающих в РФ иностранных граждан все документы, изложенные на иностранном языке, должны быть переведены и заверены нотариально.

Куда и в какие сроки подается

Обращение подается непосредственно в Секретариат КС РФ, где его тщательно изучают и проверяют на наличие ошибок и неточностей. При их обнаружении жалоба может быть возвращена.

Причинами отказа также являются:

  • пропуск срока подачи – о нем говорится в ст. 97 Закона № 1-ФКЗ, и он не должен превышать 12 месяцев с момента рассмотрения дела в суде;

В каком последнем суде должно быть рассмотрено дело, закон не говорит. Но если исходить из судебной практики, это должен быть суд высшей (последней) судебной инстанции (Верховный окружной, Верховный суд Республики или Верховный Суд РФ).

  • пропуск жалобщиком некоторых этапов судебного процесса (рассмотрение в суде первой инстанции, апелляция, кассация);
  • в судебном постановлении нет нарушений конституционных прав граждан РФ.

После исправления ошибок и внесения изменений документы подаются повторно. Далее судьи оценят основания для подачи жалобы и составят допуск.

Как рассматривается жалоба

Конституционный Суд РФ не является вышестоящей инстанцией для Верховного Суда РФ. В его компетенцию не входит рассмотрение дела физического лица, которое первоначально находилось в юрисдикции районного, арбитражного или кассационного суда. Законность самих решений не проверяется, а рассматриваются вопросы о соответствии Конституции РФ конкретной, применённой судами правовой нормы.

Рассмотрение дела представляет собой сложный и многоуровневый процесс из нескольких этапов.

На первом этапе несколько судей предварительно изучают жалобу и поданные документы. Вникают в обстоятельства и основания по делу, после чего принимают решение о допуске жалобы к общему рассмотрению или отказывают заявителю. Чтобы решение было вынесено на предварительном этапе, законом отводится до 90 дней.

На втором – проводятся слушания дела в КС РФ. Процесс аналогичен порядку рассмотрения искового заявления в суде первой инстанции.

На третьем этапе после рассмотрения жалобы выносится решение. Участники процесса вызываются в суд, где их знакомят с постановлением. После этого оно утверждается и публикуется на сайте Конституционного Суда РФ. В обязательном порядке решение высылается по почте всем заинтересованным сторонам конфликта.

Вынесенное судебное постановление КС РФ разъясняется в очень редких случаях. Оно должно восприниматься как законное, аргументированное, ясное и не подлежащее последующему обжалованию.

Что происходит после принятия решения

В соответствии со ст. 79 Закона № 1-ФКЗ те нормативные акты или их отдельные положения, которые были признаны судьями КС РФ не соответствующими Конституции, считаются сразу же утратившими свою юридическую силу. Обратную силу решение КС РФ имеют только тогда, когда при рассмотрении жалобы была установлена неконституционность правового акта. Это относится и к тем актам, которые были вынесены до принятия постановления КС РФ.
После этого все судебные дела, которые стали поводом для обращения с жалобой в Конституционный Суд, в обязательном порядке подлежат пересмотру компетентными судебными органами.

Но сделать это, не разбираясь в многочисленных нормах законодательства, сложно. При составлении конституционной жалобы важно соблюдать различные законодательные нормы, стандарты и требования. Поручить составление этого документа лучше опытным юристам нашей компании. Тогда у вас появятся реальные шансы на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему положительного решения Конституционного Суда РФ.