Консультант гражданский кодекс российской федерации часть первая

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора — плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима — условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

Так же положениями кодекса установлены региональные налоги — транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог — земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).

Статья 556 ГК РФ. Передача недвижимости

Новая редакция Ст. 556 ГК РФ

1. Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Уклонение одной из сторон от подписания документа о передаче недвижимости на условиях, предусмотренных договором, считается отказом соответственно продавца от исполнения обязанности передать имущество, а покупателя — обязанности принять имущество.

2. Принятие покупателем недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости, в том числе в случае, когда такое несоответствие оговорено в документе о передаче недвижимости, не является основанием для освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

Комментарий к Ст. 556 ГК РФ

1. В рассматриваемом обязательстве основную обязанность продавца следует определить как обязанность перенести на покупателя право собственности на проданное имущество и ввести его во владение недвижимостью (т.е. фактически передать недвижимость). Императивная норма ч. 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает юридически обязательную процедуру оформления фактической передачи вещи соответствующим документом. Поскольку в силу особых естественных свойств недвижимости (неотделимость от земельного участка, на котором она расположена) ее невозможно передать обычным способом, т.е. путем вручения покупателю, доказательством состоявшейся передачи является передаточный акт, исключающий возможные споры, связанные с установлением этого юридически значимого факта.

2. Передаточный акт нельзя рассматривать как дополнение или уточнение договора. Если стороны укажут в нем на несоответствие недвижимости условиям договора, то это не значит, что принятие такой недвижимости покупателем влечет изменение предусмотренных договором требований к качеству недвижимости, и, следовательно, такое исполнение не будет считаться надлежащим со стороны продавца.

3. Подписание акта о передаче недвижимости имеет значение для определения момента перехода риска случайной гибели к покупателю. Поскольку продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче недвижимости с момента вручения этого имущества покупателю и подписания акта или иного документа о передаче, то и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества переходит на покупателя с этого момента, если иное не предусмотрено договором.

Другой комментарий к Ст. 556 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Законодательство устанавливает определенные требования к исполнению сделок с недвижимостью. Передача прав на недвижимое имущество, как правило, облекается в письменную форму (передаточные акты, разделительные балансы и т.д.). При этом сам по себе в балансе фиксируется только факт передачи, но этого недостаточно для возникновения права собственности. Передаточный акт нельзя рассматривать как дополнение к договору или часть договора купли-продажи.

2. Возможны ситуации, когда недвижимость не соответствует условию о качестве, но тем не менее покупатель принял недвижимость, хотя и оговорил несоответствие условиям о качестве. Указанное обстоятельство не освобождает продавца от ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

Статья 1225 ГК РФ. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Новая редакция Ст. 1225 ГК РФ

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Комментарий к Ст. 1225 ГК РФ

1. Перечень видов интеллектуальной собственности (объектов интеллектуальных прав) является закрытым, поскольку охраняется не всякое нематериальное благо, а только то, которому охрана предоставлена законом (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи). Так, разновидностью интеллектуальной собственности являются секреты производства (ноу-хау) (подп. 12 п. 1 комментируемой статьи), но не всякая иная информация.

В то же время следует различать виды интеллектуальной собственности и виды интеллектуальных прав на конкретный объект. Так, в § 6 гл. 71 ГК содержится регламентация прав публикатора. Это особый вид интеллектуальных прав, но он не имеет специального объекта, объектом прав публикатора является произведение науки, литературы и искусства (см. подп. 1 п. 1 комментируемой статьи). Помимо этого произведение науки, литературы и искусства является, конечно же, объектом авторских прав (гл. 70 ГК РФ), объектом прав исполнителя (§ 2 гл. 71 ГК РФ) и других интеллектуальных прав.

2. Когда говорится о том, что интеллектуальной собственности предоставляется охрана (см. абз. 1 п. 1 комментируемой статьи), или о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом (см. п. 2 комментируемой статьи), речь прежде всего идет об охранительной регламентации отношений по поводу интеллектуальной собственности — это меры защиты интеллектуальных прав (ст. ст. 1250 — 1254 ГК РФ). Однако необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 2 ГК отношения по поводу интеллектуальной собственности в целом входят в предмет гражданско-правового регулирования и поэтому подвергаются детальной регламентации не только охранительными, но и регулятивными способами.

3. Комментируемая статья задает структуру всей части четвертой ГК. Отношения по поводу регулирования и охраны прав на конкретные виды интеллектуальной собственности подробно рассматриваются в нижеследующих главах и статьях ГК.

3.1. Права на произведения науки, литературы и искусства, а также права на программы для ЭВМ и права на базы данных — гл. 70 (ст. ст. 1255 — 1302).

3.2. Права на исполнение, права на фонограммы, права на вещание организаций эфирного или кабельного вещания — § 2 — 4 гл. 71 (ст. ст. 1313 — 1332), а также права изготовителя баз данных — § 5 гл. 71 (ст. ст. 1333 — 1336) и публикатора — § 6 гл. 71 (ст. ст. 1337 — 1344).

3.3. Права на изобретения, права на полезные модели и права на промышленные образцы — гл. 72 (ст. ст. 1345 — 1407).

3.4. Права на селекционные достижения — гл. 73 (ст. ст. 1408 — 1447).

3.5. Права на топологии интегральных микросхем — гл. 74 (ст. ст. 1448 — 1464).

3.6. Права на секреты производства (ноу-хау) — гл. 75 (ст. ст. 1465 — 1472).

3.7. Права на фирменные наименования, права на товарные знаки и знаки обслуживания, права на наименования мест происхождения товаров, права на коммерческие обозначения — гл. 76 (ст. ст. 1473 — 1541).

4. Объекты интеллектуальных прав очень разнородны, поскольку имеется существенное разнообразие в сферах интеллектуальной деятельности, в которых эти объекты создаются.

Можно сгруппировать интеллектуальные права в три основных блока:

— права на средства индивидуализации.

Другой комментарий к Ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья разрешает старый спор о содержании понятия «интеллектуальная собственность». В Гражданском кодексе это понятие раскрывается в соответствии с Всемирной декларацией по интеллектуальной собственности, которая рассматривает интеллектуальную собственность как объекты охраны, на которые уже закрепляется право интеллектуальной собственности. В части 4 ГК под интеллектуальной собственностью понимаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В отношении таких объектов предоставляются интеллектуальные права (см. ст. 1226 ГК РФ).

2. Объединение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации определено общей нематериальной природой таких объектов, однако эти группы объектов различаются достаточно сильно, прежде всего тем, что для возникновения прав на средства индивидуализации наличие или отсутствие творческой составляющей роли не играет. Именно поэтому средства индивидуализации лишь приравнены к результатам интеллектуальной деятельности.

Другие публикации:  Адвокат гжелезноводска

3. Перечень объектов, охраняемых в рамках части 4 ГК, является исчерпывающим. Иные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации существовать могут (достаточно вспомнить хотя бы доменные имена), но в отношении них не будут признаваться интеллектуальные права. Ограничительный подход диктуется монопольным характером исключительного права. По мере развития техники может возникнуть потребность в предоставлении охраны новым объектам (что уже было неоднократно в истории человечества), но для этого потребуется внести изменения в Гражданский кодекс, что позволяет предотвратить неоправданное расширение сферы такой монополии.

4. Как следует из ст. 1225 ГК, программы для ЭВМ теперь исключены из числа произведений науки, литературы и искусства. Это особый объект охраны, своеобразие которого учитывается Кодексом. На программы для ЭВМ распространяются нормы ГК об авторском праве, но с довольно большим числом изъятий. Выделение программ для ЭВМ в самостоятельный вид объектов позволяет применять к ним общий режим авторского права с необходимыми коррективами.

5. В некоторых случаях в отношении одних и тех же объектов применимы различные правовые режимы. Так, произведения науки, литературы и искусства могут выступать в качестве объекта авторских прав и объекта права публикатора. Этим и объясняется отсутствие в рассматриваемом перечне прямого указания «объектов права публикатора». Аналогичная ситуация складывается и с базами данных: в отношении них могут согласно части 4 ГК существовать не только авторские, но и смежные права (права изготовителя базы данных).

6. Расширение перечня охраняемых объектов можно считать произошедшим и в тех случаях, когда соответствующее понятие существовало в российском законодательстве, но в «неразвитом» виде. Сюда можно отнести секрет производства (ноу-хау), фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Жилищный кодекс России 2018

Жилищный кодекс представляет собой специализированный федеральный закон, посвящённый регулированию взаимоотношений лиц разного юридического ранга в области владения, распоряжения и пользования помещениями, относящимися к жилому фонду.

Действующий ЖК РФ был принят в 2005 году в качестве нормативного акта, который максимально адаптирован к условиям разнообразия форм собственности на недвижимость.

Жилищное право и законодательство

Любой закон посвящён не земле, имуществу, строениям или ресурсам. Он посвящён человеческим взаимоотношениям относительно какого-либо объекта или явления. Регулировать нужно действия или бездействия людей, а не состояние объектов или динамику явлений.

Жилищное законодательство – это вся совокупность законодательных актов разного уровня, которые посвящены взаимоотношениям людей относительно элементарной единицы – жилища. Кодекс как сборник всех необходимых правил федерального уровня содержит все базовые определения и нормативы, которые обязательны и приоритетны для исполнения на всей территории российской юрисдикции.

Жилищем считаются изолированные помещения, пригодные для проживания в нём людей и признанные таковыми на официальном уровне (ст. 15). Жилище должно быт отнесено к соответствующей категории помещений и числиться в таком качестве в органах госрегистрации.

Существуют два понятия – жилищное законодательство и право. Первое понятие представляет собой всю совокупность юридических документов, посвящённых реализации конституционного права на жильё. Второе понятие является развёрнутым описанием такого права.

Конституционное право на жилище реализуется с помощью соблюдения следующих принципов (ст. 1 ЖК РФ):

  • равных прав для всех участников данного вида отношений;
  • ответственности органов власти за формирование условий для обеспечения людей жильём;
  • восстановления нарушенных прав;
  • использования помещений только по назначению;
  • допущения ограничений жилищных прав только в исключительных ситуациях.

Жилищный кодекс РФ выполняет функцию защиты прав человека на жильё и главного юридического документа жилищного законодательства. Он состоит из 12 разделов, 21 главы, 236 статей, которые посвящены темам:

Наиболее актуальными являются темы собственности, а также обеспечения функционирования многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей. Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права. Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст. 35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица. В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Как осуществляется управление в многоквартирных домах

Управление осуществляется собственниками жилых помещений с помощью делегирования полномочий компаниям, осуществляющим сбор средств (коммунальные платежи, капремонт и т.п.) и обеспечивающим дом и придомовую территорию всем необходимым для комфортного проживания людей.

Отдельный раздел кодекса (девятый) посвящён проведению капремонта. Законодатель определяет понятие капремонта, процедуру его проведения и правила формирования специального фонда.

Несмотря на то, что большая часть Жилищного кодекса посвящена многоквартирным домам, этот документ регулирует взаимоотношения лиц различного ранга относительного всего жилого фонда страны, то есть индивидуального жилья, многоквартирных домов разных форм собственности, ведомственных и специальных помещений. Так что нормативы этого кодекса касаются всех жителей страны.

Регулирование деятельности финансовых консультантов 1

§ 1. Понятие финансового консультанта на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг предоставляет инвестору разнообразные возможности для вложения временно свободных денежных средств, в том числе путем приобретения ценных бумаг.

Каждый инвестор желает достичь как минимум следующих целей: доходности, роста, ликвидности и безопасности вложений. При инвестировании представляется наиболее важной информация об эмитенте и размещаемых им ценных бумагах. Из практики прослеживается зависимость между объемом, качеством, достоверностью раскрываемой информации и величиной инвестиций.

У большинства эмитентов на каком-то этапе развития возникает необходимость в привлечении инвестиций. Для достижения этой цели целесообразно значительному числу инвесторов предоставить полную, достоверную информацию. Такая задача решается эмитентом самостоятельно и с привлечением посредников. В целях совершенствования правового механизма защиты прав и законных интересов инвесторов в 2003 году был введен новый субъект на рынке ценных бумаг — финансовый консультант.

Финансовым консультантом может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и / или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг (далее — финансовый консультант) 2 .

К полномочиям финансового консультанта относится следующее:

  1. Оказание эмитенту услуг по подготовке проспекта ценных бумаг, в том числе разработка бизнес-плана, выбор финансовых инструментов, систематизация предоставленной эмитентом информации о его финансово-хозяйственной деятельности, о ценных бумагах и т.д.
  2. Контроль за соблюдением условий размещения, предусмотренных решением о выпуске (дополнительном выпуске), при размещении ценных бумаг.

Реализуя указанные положения финансовый консультант:

  • при размещении ценных бумаг путем открытой подписки утверждает ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, составляемую эмитентом, или каждую заявку на покупку ценных бумаг, подлежащую удовлетворению;
  • при размещении ценных бумаг путем открытой подписки на торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг, утверждает по итогам каждого дня, в течение которого проводятся торги, ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, а по окончании размещения — итоговую ведомость приема заявок на покупку ценных бумаг, которые составляются организатором торговли до заключения договоров.
  • Контроль за соблюдением требований к рекламе

    Реклама может быть использована при размещении ценных бумаг путем открытой подписки. При использовании рекламы необходимо помнить, что законодательством о ценных бумагах запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о деятельности эмитента, о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо другим сделкам с ними и условиях этих сделок, и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг. Запрещается указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости, использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
    Мониторинг раскрытия эмитентом информации, включая раскрытие информации об исполнении либо неисполнении эмитентом обязательств по облигациям и опционам эмитента.

    Сущность мониторинга заключается в сборе, анализе и оценке информации об эмитенте и его ценных бумагах. Финансовый консультант проверяет подлежащую раскрытию информацию, предоставляемую ему эмитентом в обязательном порядке, в том числе:

    • сообщения, публикуемые эмитентом на этапах эмиссии ценных бумаг;
    • копию зарегистрированного проспекта ценных бумаг эмитента;
    • копию зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента;
    • сообщения о существенных фактах финансово-хозяйственной деятельности эмитента;
    • ежеквартальные отчеты эмитента.
  • Контроль за нарушениями, допущенными эмитентом при раскрытии информации.

    В случае обнаружения нарушения, связанного с размещением ценных бумаг эмитента, которое может повлечь существенное нарушение прав инвесторов, финансовый консультант обязан в течении одного дня с момента обнаружения такого нарушения сообщить о нем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг.

    Раскрытие информации о нарушении производится с указанием содержания нарушения, а также причины такого нарушения (если она известна финансовому консультанту) 3 .

    Способами раскрытия финансовым консультантом информации о нарушении эмитентом требований по раскрытию информации являются следующие:

    • направление информации в регистрирующий орган;
    • опубликование информации в ленте новостей каждого из информационных агентств не позднее следующего дня после даты нарушения эмитентом требований по раскрытию информации;
    • опубликование информации на странице в сети Интернет, используемой финансовым консультантом для раскрытия информации об эмитенте, в срок не позднее следующего дня после даты нарушения эмитентом требований по раскрытию информации, но не ранее даты опубликования такой информации в ленте новостей.

    В сообщении, публикуемом финансовым консультантом в ленте новостей, указывается адрес страницы в сети Интернет, которую финансовый консультант использует для раскрытия информации об эмитенте.

    § 2. Требования к финансовым консультантам

    Требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к деятельности финансового консультанта на рынке ценных бумаг направлены на:

    • снижение рисков незаконного использования информации, получаемой финансовым консультантом при реализации им полномочий и не раскрытой еще в ленте новостей эмитентом;
    • исключение конфликта интересов на рынке ценных бумаг в процессе деятельности финансового консультанта;
    • повышение профессионализма специалистов, работающих на рынке ценных бумаг;
    • защиту прав и законных интересов инвесторов.

    Финансовый консультант, желающий оказывать соответствующие услуги, должен иметь отдельное структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится осуществление деятельности финансового консультанта. Это структурное подразделение вправе оказывать также и услуги по оценочной деятельности. Лицензирование оценочной деятельности осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом 4 .

    В штате финансового консультанта должно быть не менее двух аттестованных специалистов по корпоративным финансам, включая руководителя структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление деятельности финансового консультанта и (или) оценочной деятельности.

    Специалисты по корпоративным финансам должны удовлетворять следующим требованиям 5 :

    • иметь квалификационный аттестат по соответствующей специализации в области рынка ценных бумаг (7.0);
    • иметь высшее образование;
    • пройти процедуру регистрации (перерегистрации) в Реестре аттестованных лиц;
    • не быть исключенными из Реестра аттестованных лиц;
    • не иметь судимости за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

    Профессиональный участник рынка ценных бумаг вправе совмещатьброкерскую и/или дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг с оценочной деятельностью и с оказанием услуг финансового консультанта. Финансовый консультант, как профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, вправе принять на себя обязанность разместить ценные бумаги эмитента, т.е. выступить андеррайтером. Требования о совмещении финансовым консультантом своей деятельности с иными видами предпринимательской деятельности связаны с требованиями к нормативу достаточности собственных средств6 :

    • Если профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет брокерскую и/или дилерскую деятельность и оказывает услуги финансового консультанта — норматив достаточности собственных средств должен составлять 35 000 тыс.руб.
    • При совмещении деятельности финансового консультанта с одним видом деятельности — депозитарной или оценочной деятельностью норматив достаточности собственных средств — 40 000 тыс. руб.
    • При совмещении деятельности финансового консультанта с двумя видами деятельности — депозитарной деятельностью и деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов или с депозитарной деятельностью и оценочной деятельностью — 45 000 тыс. руб.
    • При совмещении деятельности финансового консультанта с тремя видами деятельности — с депозитарной деятельностью, деятельностью специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и оценочной деятельностью — 50 000 тыс. руб.

    Важным фактором является предупреждение конфликта интересов в деятельности финансового консультанта. Под конфликтом интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг понимается противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и (или) его работников и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействия) профессионального участника и (или) его работников причиняют убытки клиенту и (или) влекут иные неблагоприятные последствия для клиента 7 . В случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта, подписанного финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, в регистрирующий орган представляется Меморандум, содержащий перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта на рынке ценных бумаг и услуг по размещению ценных бумаг эмитента, утвержденный финансовым консультантом на рынке ценных бумаг.

    § 3. Ограничения при осуществлении деятельности финансового консультанта

    Ограничения деятельности финансового консультанта, установленные законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, представляют собой способы защиты прав инвесторов, а также эмитента от использования финансовым консультантом, его аффилированными лицами, его работниками (в том числе, специалистами по корпоративным финансам) не являющейся общедоступной информации об эмитенте и размещаемых им эмиссионных ценных бумагах, что может поставить финансового консультанта в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

    Законодательством установлены следующие ограничения.

    1. Финансовый консультант не может являться аффилированным лицом эмитента 8 . Под аффилированными лицами профессионального участника рынка ценных бумаг или эмитента в данном случаепонимаются:
      • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал финансового консультанта или эмитента;
      • юридическое лицо, в котором финансовый консультант или эмитент имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

      Понятие аффилированных лиц подробно рассмотрено в Главе 5, § 7 «Раскрытие информации об аффилированных лицах».

    2. Финансовый консультант не вправе оказывать услуги по подготовке проспекта ценных бумаг следующим лицам 9 :
      • эмитенту, перед которым финансовый консультант имеет обязательства (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом), не связанные с оказанием услуг финансового консультанта или осуществлением оценочной деятельности;
      • эмитенту, который имеет обязательства (в т.ч. по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом) перед финансовым консультантом (его аффилированными лицами), не связанные с оказанием услуг финансового консультанта или осуществлением оценочной деятельности.

    Финансовый консультант не праве подготавливать проспект ценных бумаг, эмитентом которых является.

  • Профессиональный участник рынка ценных бумаг (его аффилированные лица, за исключением аффилированных лиц, являющихся управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), оказывающий эмитенту услуги финансового консультанта (и /или услуги по размещению ценных бумаг эмитента, не вправе совершать за свой счет, а также в качестве доверительного управляющего сделки с любыми ценными бумагами эмитента, с которым заключен договор на оказание услуг финансового консультанта, с начала действия договора об оказании услуг финансового консультанта и /или договора, на основании которого оказываются услуги по размещению ценных бумаг (поручения, комиссии, агентского) и до даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг 10 . Это положение не распространяется на приобретение профессиональным участником за свой счет ценных бумаг, не размещенных в срок, предусмотренный договором об оказании услуг финансового консультанта. При этом, такое приобретение неразмещенных ценных бумаг возможно только при соблюдении одновременно следующих условий:
    • размещено не менее 75% ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
    • размещение ценных бумаг осуществляется путем открытой подписки на торгах, проводимых организатором торгов на рынке ценных бумаг;
    • приобретение ценных бумаг профессиональным участником рынка ценных бумаг осуществляется по цене не ниже средневзвешенной цены, сформированной при их размещении на торгах.

    Указанное выше ограничение по приобретению ценных бумаг не распространяется на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.

  • Финансовый консультант не вправе раскрывать полученную от эмитента информацию до момента раскрытия ее самим эмитентом.
  • § 4. Документы, которые подписывает финансовый консультант

    Проспект ценных бумаг. Проспект ценных бумаг — это документ, содержащий информацию о целях эмиссии, направлениях использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг; о финансово-экономическом состоянии эмитента, о рисках, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг и другую основополагающую информацию, руководствуясь которой инвестор принимает решение о вложении своих средств. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

    Проспект ценных бумаг подписывается единоличным исполнительным органом эмитента, главным бухгалтером, финансовым консультантом, аудитором и независимым оценщиком. В случае выпуска облигаций с обеспечением лицо, предоставившее обеспечение, обязано подписать проспект ценных бумаг, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении. Проспект ценных бумаг может подписывать юридический консультант. В случае присвоения эмитенту и/или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством проспект ценных бумаг подписывается также и рейтинговым агентством.

    Финансовый консультант должен подписывать проспект ценных бумаг только в случаях публичного размещения и/или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг.

    Публичным размещением ценных бумаг является размещение путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Публичным обращением ценных бумаг является обращение на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

    Финансовый консультант, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждает достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и / или оценщиком.

    К недостоверным могут быть отнесены сведения, не соответствующие действительности, например, неуказание дебиторской, кредиторской задолженности при наличии таковой, в проспекте ценных бумаг. Примером неполной информации может быть, отсутствие в проспекте ценных бумаг подробных сведений о лицах, входящих в состав органов управления эмитента органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью. И неполная, и недостоверная информация может ввести инвестора в заблуждение, если она имеет существенное значение. Заблуждение может выражаться как в неправильном представлении об обстоятельствах, так и в незнании их.

    Проспект ценных бумаг должен быть подписан независимым оценщиком, подтверждающим достоверность информации соответствующей части проспекта ценных бумаг в следующих случаях:

    • определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг;
    • определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением;
    • оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг, например, при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества, при определении цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

    Аудиторская организация или индивидуальный аудитор, подписывая проспект ценных бумаг, подтверждают достоверность и полноту финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента и соответствие порядка ведения эмитентом бухгалтерского учета законодательству РФ, а также иной финансовой информации путем подписания проспекта ценных бумаг руководителем или иным лицом от имени аудитора эмитента, с указанием названия и реквизитов документа, на основании которого иному лицу предоставлено право подписывать проспект ценных бумаг от имени аудитора .

    Меморандум представляется в регистрирующий орган во всех случаях, когда проспект ценных бумаг подписан финансовым консультантом. Меморандум должен быть подписан эмитентом, финансовым консультантом, а также может быть подписан независимым оценщиком, аудитором эмитента, юридическим консультантом эмитента, рейтинговым агентством 11 .

    Помимо прочего Меморандум должен содержать:

    • заявление финансового консультанта о том, что он не является аффилированным лицом эмитента;
    • заявление финансового консультанта о том, что эмитент (связанные с ним лица) не имеет обязательств (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом) перед указанным финансовым консультантом (связанным с ним лицами), не связанных с оказанием данным профессиональным участником услуг финансового консультанта, услуг по размещению ценных бумаг, услуг, связанных с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, и /или осуществлением оценочной деятельности;
    • заявление финансового консультанта о том, что он или связанные с ним лица не имеют обязательств (в том числе по кредитам и займам, по счетам, вкладам, по доверительному управлению имуществом) перед эмитентом (связанными с ним лицами), не связанных с оказанием данным профессиональным участником (связанными с ним лицами) услуг финансового консультанта, услуг по размещению ценных бумаг, услуг, связанных с распространением информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, и /или осуществлением оценочной деятельности;
    • заявление финансового консультанта о том, что раскрытие информации о принятии решения о размещении и об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг проведено эмитентом в соответствии с требованиями нормативных актов;
    • перечень мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при оказании услуг финансового консультанта, и перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации (в случае, если финансовый консультант одновременно оказывает услуги по размещению ценных бумаг).

    Под лицами, связанными с юридическим лицом (профессиональным участником рынка ценных бумаг, эмитентом), понимаются:

    • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица;
    • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического

    Отчет об итогах выпуска ценных бумаг. В случае регистрации проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента также должен быть подписан финансовым консультантом, в том числе подтверждающим раскрытие эмитентом информации на этапах эмиссии ценных бумаг. При этом, в качестве доказательства раскрытия информации в регистрирующий орган при регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг представляются вырезки из ленты новостей информационного агентства, копии публикации в средствах массовой информации, распечатки страницы эмитента и финансового консультанта на рынке ценных бумаг в сети Интернет, копия итоговой ведомости приема заявок на покупку ценных бумаг.

    Заявление о включении ценных бумаг в листинг подписывается финансовым консультантом с целью подтверждения достоверности сведений, указываемых в нем, за исключением информации, подтвержденной аудитором, так как значительная часть сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг, указывается и в заявлении эмитента о включении ценных бумаг в листинг.

    Сведения, которые сообщаются для прохождения листинга, отражают место эмитента в отрасли, стабильность его финансового положения, следование его принципам корпоративного поведения. Подробнее о процедуре листинга см. Главу «Организаторы торговли на рынке ценных бумаг».

    § 5. Ответственность финансового консультанта

    Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины, несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими 12 .

    При солидарной ответственности кредитор (инвестор) вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников (лиц, подписавших проспект ценных бумаг) совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Инвестор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

    Субсидиарная ответственность (дополнительная к ответственности основного должника) лиц, подписавших проспект ценных бумаг, наступает в том случае, когда основной должник (эмитент) не выполняет свои обязательства перед кредиторами (инвесторами).

    В обязанности финансового консультанта входит раскрытие информации о нарушениях эмитентом требований по раскрытию информации путем опубликования ее в ленте новостей у информационных агентств не позднее следующего дня после даты нарушения эмитентом указанных требований и на странице в сети «Интернет», используемой финансовым консультантом, для раскрытия информации об эмитенте-нарушителе, в срок не позднее следующего дня после даты нарушения, но не ранее даты опубликования такой информации в ленте новостей. Кроме того, финансовый консультант обязан направлять в регистрирующий орган сведения о выявленных им нарушениях, допущенных эмитентом при раскрытии информации, не позднее следующего дня после выявления таких нарушений.

    При невыполнении этих обязанностей финансовый консультант может быть привлечен к административной ответственности по части второй статье 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), что повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

    Также, финансовый консультант не вправе раскрывать полученную от эмитента, но еще не раскрытую эмитентом информацию. При нарушении этой нормы финансовый консультант может быть привлечен к административной ответственности по статье 15.21 КоАП за использование нераскрытой эмитентом информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг, а равно за передачу нераскрытой эмитентом информации для совершения сделок третьим лицам. Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

    Финансовый консультант может быть привлечен и уголовной ответственности по статье 185 1 Уголовного кодекса Российской Федерации, если подпишет проспект эмиссии ценных бумаг или отчет об итогах выпуска ценных бумаг, содержащие заведомо недостоверную информацию, и если эти деяния причинят крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Крупным ущербом в данном случае признается ущерб, превышающий один миллион рублей. За данные правонарушения УК РФ предусматривает наказание в качестве штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

    В случае обнаружения финансовым консультантом нарушения, связанного с размещением ценных бумаг эмитента, которое может повлечь существенное нарушение прав инвесторов, финансовый консультант на рынке ценных бумаг обязан в течение одного дня с момента обнаружения такого нарушения сообщить о нем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг (контролирующий орган). При злостном уклонении финансового консультанта от предоставления контролирующему органу указанной информации, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 1851 УК РФ и наказаны штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

    § 6. Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность финансовых консультантов на рынке ценных бумаг 13

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
    2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в редакции Федерального закона от 28.12.2002 г. № 185-ФЗ)
    3. Постановление ФКЦБ России от 23 апреля 2003 г. № 03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг».
    4. Постановление ФКЦБ России от 24 апреля 2003 г. № 03-24/пс «Об утверждении Положения об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации».
    5. Постановление ФКЦБ России от 24. декабря 2003 года № 03- 47/пс «О специалистах рынка ценных бумаг».
    6. Постановление ФКЦБ России от 26 декабря 2003 года № 03-54/пс «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».
    7. Постановление ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».
    8. Постановление ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 12.02.2003 № 03-11/пс)
    9. Постановление ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс «О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 17.12.2003 № 03-45/пс)
    10. Постановление ФКЦБ России от 02.07.2003. № 03-32/пс «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 24.12.2003 № 03-49/пс).
    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. № 395 «Положение о лицензировании оценочной деятельности».
    12. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04..04. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом».

    Сноски

    1. По состоянию на 01.08.2004 года.
    2. Статья 2 Федерального закона от 22 марта 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» .
    3. Раздел VII постановления ФКЦБ России от 2 июля 2003 года № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
    4. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. № 395 «Положение о лицензировании оценочной деятельности» и постановление Правительства Российской Федерации от 08.04..04. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом».
    5. Постановление ФКЦБ России от 24.12.03 № 03- 47/пс «О специалистах рынка ценных бумаг»
    6. Постановление ФКЦБ России от 15 августа 2000 года № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» и Постановление ФКЦБ России от 23.04.03 № 03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг»
    7. Пункт 1 постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 ноября 1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг»
    8. Пункт 2 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ» (в редакции от 28.12.2002 г.).
    9. Подпункты 5.2 и 5.3 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 года, № 9 в редакции от 12.02.2003 г.).
    10. Пункт 2.5.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 8 июня 2003 г. № 03-30/пс. Подпункт 5.4 Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 года, № 9.
    11. Пункт 2.4.12 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 8 июня 2003 г. № 03-30/пс
    12. Пункт 3 статьи 22.1.Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2002 г. № 185-ФЗ).
    13. По состоянию на 01.08.2004 года.
    Другие публикации:  Развод девчонки