Корректирующий налог

Корректирующие налоги и субсидии

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных экономических механизмов и инструментов в охране окружающей среды, рассмотрим теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение .

Как уже отмечалось, загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб обществу. Это можно осуществить при наложении на загрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализации экстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог). Здесь выделяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

На схеме показано образование и величина оптимального налога (налога Пигу) на загрязнение.


Оптимальный налог (налог Пигу) на загрязнение
Обозначения: 1 — предельная чистая частная прибыль; 2 — предельные внешние издержки.

Очевидно, что уровень производства на предприятии будет стремиться к Qm, так как до этого показателя предприятие получает прибыль (точки на кривой предельной чистой прибыли 1 больше 0). Величина загрязнения при производстве Qm составит Zm. В условиях загрязнения для достижения общественно оптимального уровня производства на уровне Qs государство должно ввести налог, равный величине ущерба от загрязнения (кривая предельных экстернальных издержек 2). Уровень налога равен t, и он определяется точкой пересечения кривых предельной чистой прибыли и предельных внешних издержек. Теперь за каждую единицу произведенной «загрязняющей» продукции предприятие должно платить государству налог t. В том случае, если предприятие решит производить продукции больше общественно оптимального уровня (Qs), величина получаемой прибыли (линия 1) станет меньше налога t, и такой уровень производства будет убыточным для предприятия.

Тем самым введение налога на загрязнение создает у предприятия стимул держаться в «общественно приемлемых рамках» и сократить уровень производства до Qs, при котором достигается общественно оптимальный уровень загрязнения Zs.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям. Здесь имеется несколько причин:

1) в реальной практике довольно трудно точно измерить предельные издержки и выгоды;
2) размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно;
3) корректирующий налог, который платят производители продукции, характеризующейся отрицательными экстерналиями, отнюдь не всегда достигает поставленной цели.

Практические сложности введения оптимального корректирующего налога хорошо видны на примере загрязнения окружающей среды. С этой проблемой столкнулись многие страны. С точки зрения эффективности налог Пигу должен точно отражать экстернальные издержки от загрязнения. Практически это трудно осуществимо с точки зрения конкретных расчетов, и поэтому часто принимается ряд приблизительных решений. Введение оптимального налога на загрязнение сложно и в силу его значительной величины.

По некоторым оценкам имеющиеся в странах мира платежи за загрязнение, в том числе и в России, необходимо повысить в десятки, а может быть и в сотни раз, для получения величины налога Пигу.

Тем не менее введение в экономическую жизнь таких налогов и других экономических инструментов (платежи, продажа прав на загрязнение и пр.) необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя в распределении инвестиций в природоохранные технологии через введение стимулов, воздействующих на эффективность его производства и защищающих интересы общества .

Интернализация внешних эффектов

  • Предмет микроэкономики
  • Функции рынка
  • Шпаргалки по экономической теории

Интернализация внешних эффектов

Сущность проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном размещении ресурсов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и социальной выгоды. В результате в одних отраслях производится слишком много, а в других — слишком мало продукции в сравнении с обшественно-эффективным выпуском.

Решение данной проблемы состоит в интернализаици внешних эффектов, т.е. в их трансформации во внутренние. Это означает заставить производителей негативных эффектов оплатить возникающие по их вине внешние издержки и тем самым возместить третьим лицам получаемый ими ущерб. Это означает также оплату внешних выгод — выплату компенсаций производителям положительных эффектов за счет их получателей.

Как решить проблему внешних эффектов на практике? В ряде случаев это можно сделать на основе сугубо рыночных отношений без государственного вмешательства. Известны следующие способы:

1. Внешние эффекты возникают из-за отсутствия прав собственности на ресурс. В результате использование такого ресурса не находит отношения в рыночных сделках. Можно, следовательно, интернализировать внешние эффекты путем установления прав частной собственности на ресурсы и разрешения свободно торговать этими правами. Это и утверждает знаменитая теорема Коуза. Она гласит: «Когда права собственности четко определены, а трансакционные издержки близки к нулю, частные и социальные издержки будут одинаковы независимо от распределения нрав собственности между экономическими агентами».

Предположим, на стыке двух дачных участков расположен симпатичный пруд. Вы предпочитаете использовать его для купания, а сосед — для разведения уток. Пусть пруд принадлежит вам. Тогда вы разрешите соседу использовать его только в том случае, если он компенсирует нанесенный вам ущерб. В конечном счете, воду будет использовать тот, для кого она представляет наибольшую ценность: или сосед как фермер, или вы как отдыхающий. Это означает, что вода используется оптимально. С точки зрения общественно-эффективного использования воды ничего не изменится, если пруд изначально принадлежит соседу. Тогда уже вам придется предлагать ему компенсацию за право купания в чистой воде. Если вы цените воду как ресурс для отдыха выше, чем сосед ценит ее как ресурс для фермерства, то она — ваша. И наоборот.

2. Другой способ устранения внешних эффектов состоит в объединении производителей и получателей внешних эффектов в одно целое. В этом случае внешние затраты (выгоды) автоматически становятся внутренними. Представим, что жители прибрежного поселка сами организуют животноводческую ферму. Они, следовательно, получают выгоду в качестве продавцов мяса, но несут убытки из-за того, что привлекательность водоема для отдыха понижается. Однако в данном случае, как рачительные хозяева, жители поселка ограничат производство мяса уровнем, при котором положительная разница между соответствующими выгодами и убытками будет максимальной. Это и означает общественно-эффективное использование ресурсов.

3. Очень часто проблема внешних эффектов решается на основе общественных обычаев — моральных норм, традиций и проч. Воспитанный человек, например, просто не позволит себе выгуливать собаку на детской площадке или бросать окурки с балкона и т.п.

Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению этой проблемы необходимо привлечь государство. Существуют следующие способы государственного воздействия на внешние эффекты:

1. Введение корректирующих налогов и субсидий. Корректирующий налог (налог Пигу) — это налог, увеличивающий предельные частные издержки до уровня предельных социальных издержек (рис. 1).

Пусть некоторое производство сопряжено с выбросом вредных веществ в атмосферу. При этом каждая единица выпуска сопровождается нанесением ущерба окружающей среде на сумму t руб. (предельные внешние издержки). Государство облагает соответствующие предприятия потоварным налогом Пигу на эту сумму. В результате кривая предельных частных издержек (МРС) уходит вверх на величину налога и совпадает теперь с кривой предельных социальных издержек (MSC= МРСt). Внешние издержки становятся, таким образом, внутренними для предприятий, и производство падает до общественно-эффективного уровня (q*) при росте цены с Р’ до Р*.

Важно уяснить, что налог Пигу не устраняет полностью вредные выбросы (после его введения общий ущерб от выбросов, равный сумме налогового сбора, составляет площадь Р*Е*ТК), но уменьшает их и заставляет компенсировать ущерб.

Рис. 1. Корректирующий налог и его последствия. МРС — первоначальная кривая предельных частных издержек; MPCt — кривая предельных частных издержек после введения налога; t — налоговая ставка

Отличие налога Пигу от обычного налога состоит в том, что последний сокращает выпуск в сравнении с общественно-эффективным и ведет к потерям мертвого груза. Налог Пигу, напротив, устраняет эти потери.

Корректирующая субсидия — платеж производителям или потребителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.

Признано, например, что учащиеся приносят пользу не только себе, но и окружающим — создают для них положительный внешний эффект. Поэтому государство выплачивает студентам стипендии из общественных фондов. В результате кривая спроса на образование смещается вверх на величину предельной внешней выгоды (субсидии на единицу выпуска) и совпадает с кривой предельной социальной выгоды (рис. 2).

Возрастание спроса под воздействием корректирующей субсидии ведет к росту производства до общественно-эффективного уровня (q*). При этом цена товара возрастает с Р’ до Р*.

Корректирующие налоги и субсидии легко ввести в теории, но крайне сложно — на практике. Основная проблема при этом состоит в оценке действительной величины внешнего эффекта, особенно в долгосрочной перспективе.

2. Государство корректирует внешние эффекты также посредством административною регулирования. Оно осуществляется,например, в установлении предельно допустимых норм вредных выбросов в окружающую среду. Здесь важно оценить общественно-эффективный уровень сокращения выбросов (рис. 3).

Рис. 2. Корректирующая субсидия и ее последствия. МРВ — первоначальная кривая предельной частной выгоды; MPBS — кривая предельной частной выгоды после введения субсидии: s — размер субсидии на единицу выпуска

Рис. 3. Общественно-эффективное сокращение вредных выбросов

По оси X откладываем процент сокращения вредных выбросов, который может меняться от нуля до 100%. Ясно, что очистка окружающей среды, с одной стороны, повышает общественное благосостояние, а с другой — требует затрат. Поэтому по оси /откладываем предельные социальные затраты на очистку (MSC) и предельную социальную выгоду от очистки (MSB).

Кривая MSB является убывающей, поскольку при небольшом проценте сокращения выбросов (соответственно очень высоком
загрязнении окружающей среды) общественная выгода от уменьшения выбросов на 1% является высокой. Напротив, при достижении значительного уменьшения выбросов их сокращение еще на один процент представляется для общества не столь важным.

В отношении кривой MSC все наоборот. Вначале затраты на каждый следующий процент сокращения выбросов очень малы: достаточно установить самые примитивные очистные сооружения. Однако, чем больше сокращены выбросы, тем дороже обходится каждый дополнительный процент их уменьшения. Поэтому кривая MSC направлена снизу вверх.

Точка пересечения кривых MSB и MSC даст нам общественно- эффективный процент сокращения выбросов (q*). Дальнейшее их уменьшение не оправдано, поскольку каждый следующий процент обойдется обществу дороже, чем получаемая от этого выгода.

Предположим, власти установили предельный уровень выбросов, превышать который запрещено под угрозой серьезных санкций. Проблема, однако, в том, что до достижения данного критического уровня фирмы могут загрязнять окружающую среду совершенно бесплатно. Еще одна проблема в том, что стандартные нормы не учитывают объективные различия в затратах на очистку у разных фирм.

Другие публикации:  Возврат при продаже авто

В связи с этим контроль за загрязнением с помощью единых норм может вести к потерям общественной эффективности. Более оправданно установление гибких норм, учитывающих особенности разных предприятий, но такие нормы трудно рассчитать. Иногда власти вообще запрещают вредные выбросы (например, курение в общественных местах), будучи не в состоянии сколь-нибудь точно оценить их долговременные последствия.

3. Еще одно средство государственного регулирования внешних эффектов, применяемое в западных странах, состоит в создании рынков прав на загрязнение. Рассчитывается оптимальный уровень сокращения вредных выбросов, и выпускается соответствующее количество лицензий на загрязнение. Затем эти лицензии продаются с аукциона. Фирмы, для которых цена лицензий оказывается слишком высокой, ставят очистные сооружения или сокращают производство. «Зеленые» также могут участвовать в аукционах, выкупая лицензии и уничтожая их.

Данный способ регулирования считается наиболее эффективным. Но все опять же упирается в проблему определения общест- венно-оптимального уровня загрязнения окружающей среды.

В условиях глобализации экономики проблема сокращения вредных выбросов требует координации усилий на международном уровне. В 2005 г. вступил в действие Киотский протокол, ратифицированный 35 странами, в том числе и Россией. Страны-участницы обязались к 2012 г. сократить выбросы парниковых газов в атмосферу в среднем на 5% в сравнении с 1990 г. (Россия обязалась сохранить выбросы на прежнем уровне). При этом страны, допустившие меньшие выбросы в сравнении с установленными квотами, могут продавать сэкономленные выбросы другим государствам. Особую роль в сбережении окружающей среды призваны сыграть «проекты совместного осуществления». В нашей стране они подразумевают передачу иностранным инвестором энергосберегающих технологий российскому предприятию в обмен на квоты на «единицы сокращенных выбросов», полученные от реализации проектов.

В то же время Россия пока плохо использует возможности, предоставленные Киотским протоколом. К концу 2010 г. ни один из проектов совместного осуществления еще не заработал, хотя Министерство экономики провело два конкурса, отобрав на них более 30 проектов с потенциальным объемом сокращений в 100 млн т вредных выбросов.

Сегодня активно обсуждаются вопросы заключения посткиотсткого соглашения, рассчитанного на период до 2020 г. Более 100 стран уже согласились более или менее существенно уменьшить свое негативное воздействие на окружающую среду. Так, Китай, являющийся мировым лидером в «производстве» парниковых газов, намерен сократить их выбросы на единицу ВВП на 40-45% к 2020 г. по сравнению с 2005 г. и увеличить долю возобновляемой энергетики до 15%. США готовы сократить выбросы на 17% от уровня 2005 г., а ЕС — на 20-30% от уровня 1990 г. Россия предполагает с оговорками сократить выбросы на 15-25% от уровня 1990 г.

Государственное регулирование внешних эффектов

Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

где Т — размер корректирующего налога; МЕС — предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рис. 51.1).

Корректирующие субсидии

Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

где Ср — размер корректирующей субсидии; МЕВ — предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 51.2).

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение

Проблема создания прав собственности — одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном внешнем эффекте права собственности тех, кто приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рис. 51.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

Корректирующие налоги и субсидии А.С. Пигу. Теорема Коуза

В связи с действием внешних эффектов возникает следующая проблема: необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние с тем, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Английский экономист А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными экономическими эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Теорема американского экономиста Р. Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного процесса. Решение, предложенное А.С. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам, как вещественным, а не правовым явлениям. Суть теоремы Коуза заключается в том, что, если права собственности тщательно определены. а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Корректирующий налог

При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) в соответствии с п.7 письма Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 96 О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами на сумму ранее учтенного налога корректируется ранее сделанная запись (дебет счета 68 Расчеты с бюджетом , субсчет Расчеты по налогу на добавленную стоимость и кредит счета 64 Расчеты по авансам полученным ). В налоговом учете необходимо сумму НДС уплаченную с аванса отразить по строке 5 Декларации. [c.106]

При регистрации и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение отчетного периода сумма налога корректируется на коэффициент (Ктр), определяемый как отношение числа полных месяцев регистрации к числу календарных [c.391]

НАЛОГ КОРРЕКТИРУЮЩИЙ — налог на производство блага, посредством которого предельные индивидуальные издержки возрастают до уровня предельных общественных издержек, вызывая таким образом повышение цены, вследствие чего происходит сокращение выпуска продукции. [c.398]

Согласно метода обязательств, ожидаемый налоговый эффект текущих временных разниц определяется и отражается в балансе или как обязательство по статье «Отсроченные налоги» или как активы по статье «Отсроченные расходы — налоги», представляющие собой досрочную оплату будущих налогов. Сальдо отсроченных налогов корректируется в соответствии с изменениями ставок налога на прибыль. [c.160]

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности и корректирующих коэффициентов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности. [c.179]

При рассмотрении вопросов оптимизации налога на имущество следует учитывать специфику формирования налогооблагаемой базы. Положение о том, что для расчета налога на имущество используются балансовые показатели, а для целей налогообложения по прибыли произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов, можег привести к тому, что все производственные затраты будут сведены к нормативному размеру. Лучше использовать часть прибыли после налогообложения, чем увеличивать налогооблагаемую базу по налогу на имущество. [c.11]

Другие публикации:  Растаможка в рб расчет

После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 ф. 2 финансовой отчетности. Порядок формирования прибыли организации представлен на рис. 46. [c.204]

Прежде всего организация уплачивает в установленном порядке налог на прибыль, корректируя прибыль (убыток) до налогообложения (строка 140 ф. №2). Из откорректированной прибыли вычитаются доходы в виде дивидендов по обыкновенным акциям, процентов и дисконта, полученных по государственным ценным бумагам, принадлежащим организации доходы, полученные от долевого участия в деятельности других организаций (кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации) доходы от игорного бизнеса и видеосалонов прибыль от посреднических организаций, страховой деятельности, отдельных банковских операций прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства. Перечисленные доходы облагаются по иным ставкам, чем прибыль от производства продукции. Налог на часть названных доходов исчисляется и уплачивается источником выплаты налогов. Далее вычитается сумма льгот, предоставляемых организации в соответствии с действующим законодательством. [c.221]

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ — налог на доходы физических лиц). В гл. 4 приведено достаточно подробное описание этого налога, основанное на действующем законодательстве, поэтому в данной главе мы не будем возвращаться к его характеристике. Подчеркнем лишь, что потенциальными плательщиками этого налога в Российской Федерации являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции —17%, в США —до 60%). Для многих городских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источником прямого финансирования в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспределяется в бюджеты различных уровней. Налог на доходы физических лиц выплачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями. [c.500]

Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства. [c.67]

До вступления в силу главы 25 Налог на прибыль организаций Налогового кодекса РФ налогооблагаемая база по налогу определялась по данным бухгалтерского учета. Отчетная (бухгалтерская) прибыль (кредитовое сальдо счета Прибыли и убытки ) корректировалась составлением Справки о порядке определения [c.175]

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, правительственными учреждениями, страховыми компаниями, профсоюзами и т. д. Финансовым органам и правительственным учреждениям учетная информация необходима для того, чтобы контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую политику через систему налогообложения. Налоговые службы на основании отчетной информации следят за правильностью поступления налогов. Банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию. Профсоюзы заинтересованы в получении информации об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда. К этой группе можно отнести также заказчиков, которые имеют интерес к информации о перспективах функционирования предприятия. [c.96]

Смысл переходного периода состоял в том, чтобы дать организациям время скорректировать показатели для исчисления налога на прибыль в 2002 г. Для этой цели организации провели инвентаризацию дебиторской задолженности за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права по состоянию на 1 января 2002 г. Выручка по состоянию на эту дату определялась с учетом той выручки, которая ранее не принималась для целей формирования налогооблагаемой базы. Кроме того, корректировалась сумма неучтенных для целей налогообложения в 2001 г. внереализационных доходов. [c.31]

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. [c.262]

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов. [c.37]

Действительно, в любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Вот здесь-то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику. [c.65]

Этот тип корректирующих записей отражает расходы, которые были понесены, но не были записаны и оплачены, т. е. представляют собой обязательства. Примерами таких расходов служат начисленная, но не выплаченная заработная плата, начисленные, но не выплаченные налоги, начисленные, но не выплаченные проценты и т. д. [c.65]

Положения Налогового кодекса могут корректироваться лишь при наличии объективных на то причин, всесторонне обоснованных и подкрепленных глубокими экономическими расчетами. Такие корректировки носят форму законодательных поправок к Налоговому кодексу, вводимых в действие спустя месяц со дня их официального опубликования. Одной из важных причин, обусловливающих необходимость корректировок статей Налогового кодекса, могут явиться успешные результаты проводимых в стране налоговых экспериментов. Налоговый эксперимент — это пробное изменение фрагментов налогового производства в связи с объективными сдвигами в темпах и уровне развития производительных сил, отраслевыми структурными перестройками, изменениями финансовых потоков на макроэкономическом уровне. Такие фундаментальные изменения обусловливают необходимость разработки и внедрения в порядке эксперимента налоговых концепций, отличающихся от действующих налоговых правил. Таких концепций может быть несколько. Они затрагивают, как правило, один или два налога, взимание которых напрямую связано с изменениями в экономике. Экспериментальные концепции, представляемые на рассмотрение в государственные органы власти и управления, оцениваются экспертами, и из них выбирается наиболее оптимальная с позиций адекватности сложившимся воспроизводственным пропорциям. Эта концепция объявляется законом как налоговый эксперимент на один год, по истечении которого вновь проводится экспертная оценка данного нововведения. В случае успешного завершения эксперимента в области налогообложения он выносится на рассмотрение в высший законодательный орган страны с целью внесения поправки к Налоговому кодексу. [c.125]

Законотворческая деятельность представительной власти России как часть процесса налогового планирования и регулирования не свободна от лоббирования ведомственных интересов в ущерб общенациональным. Свод налоговых законов России содержит рекомендации принципиального характера. Полная реализация этих рекомендаций на практике не достигается. Недостаточно стыкуются между собой методики исчисления и уплаты конкретных налогов, что затрудняет контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Налоговые инструкции призваны лишь конкретизировать положения налоговых законов, а не корректировать их, как это имеет место в российской практике. Методики расчетов налоговых сумм, техническое и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот. Превалирование рекомендаций государственных налоговых служб над требованиями Министерства финансов РФ по организации и ведению бухгалтерского учета и отчетности недопустимо. Приводимые в экономических изданиях 1996—1997 гг. рекомендации о необходимости введения в бухгалтерскую практику понятия налоговый учет нельзя назвать экономически обоснованными. Это — важный организационно-экономический вопрос, и он требует особого рассмотрения. Мы вернемся к нему несколько позже. [c.146]

Результаты, полученные по вышеназванным направлениям исследования (планирования), позволяют определить структуру налога, рациональность его элементов (плательщик, объект обложения, ставка, льготы и др.) и соответствующим образом оценить используемую в текущее время концепцию по подоходному налогу с граждан., При необходимости могут корректироваться элементы этого налога прогрессия обложения, соотношение ставок и доходов, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты и т. п. [c.154]

Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ О налоге на прибыль . Рекомендации по применению положений Закона и Инструкции ГНС РФ № 37 изложены в Методических указаниях ГНС РФ от 4 августа 1995 г. № НП-4-01/46н. На рис. 31 показаны основные методические подходы к определению суммы налога на прибыль предприятий и организаций (кроме банков, страховых фирм, субъектов малого предпринимательства, речь о них пойдет особо), указаны пять элементов затрат, относимых на себестоимость при исчислении налога. В составе каждого из элементов указаны основные виды затратных статей, формирующих себестоимость продукции, приведен основной перечень внереализационных доходов и расходов, учитываемых на счете 80 Прибыли и убытки . [c.214]

В течение 1996—1997 гг. порядок исчисления дорожных налогов неоднократно корректировался. В соответствии с проектом Налогового кодекса часть дорожных налогов будет упразднена, часть объединена с другими однотипными налогами. Предполагается отмена налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автодорог, как негативно проявляющихся налогов с выручки. Два других налога будут введены в систему имущественного обложения. [c.327]

Субъектам РФ предоставлено право корректировать ставки налога (повышать общероссийские или устанавливать собственные) [c.332]

Налоговым ведомством РФ со второго полугодия 1997 г. вновь предпринимался ряд корректирующих налогообложение мер. Во-первых, в соответствии с письмом ГНС РФ от 15 декабря 1996 г. № 1 Порядок учета, хранения и продажи налоговыми органами специальных марок установленного образца на алкогольную продукцию, производимую на территории РФ были введены штрафы за утерю акцизных марок. Эта мера вынужденная, поскольку распространяемые МФ РФ акцизные марки используются нелегальными производителями алкогольной продукции, которые попадают к ним незаконным путем. С 1 января 1997 г. была введена обязательная отчетность по использованию специальных марок и по финансовым показателям производства алкогольной продукции. При получении лицензии на выпуск алкогольной продукции необходимо заручиться банковской гарантией на сумму поступления в бюджет трехмесячных акцизных платежей. Расширена сеть налоговых постов на предприятиях, производящих и реализующих эту продукцию. Постепенно отменялись все отсрочки по налоговым платежам, при этом еще более жесткие требования предъявлялись к действиям Временной чрезвычайной комиссии, занимающейся злостными неплательщиками налогов в бюджет. В течение 1998 г. планировалось ввести в практику фиксированные сборы с казино, налог на операции с векселями, с продаж, сбор с пользователей объектами животного мира и биосферы, другие платежи. Разработана система налоговых препятствий бартерным (товарообменным) операциям. Подготовлен законопроект по реформированию налога на имущество и недвижимость. В связи с этим реформированию подвергнется система Бюро технической инвентаризации. Цель реформы — перейти к рыночной оценке недвижимости. Все эти меры, по словам руководителя налогового ведомства А.П. Починка, продвигают страну к переходу на нормы Налогового кодекса, обновленный проект которого проходит в 1998 г. законодательные согласования. [c.403]

Другие публикации:  Образец заявления на отпуск в ворде

Операционный поток корректируется с учетом лизинговых платежей и изменением налоговых платежей -налога на прибыль и налога на имущество. Операционный и инвестиционный потоки предприятия-организатора при использовании лизинга определяются как [c.115]

Налоги не дифференцируются субъектами управления в лице вышестоящих организаций и не корректируются в течение года. Они удобны и выгодны предприятиям с устойчивой финансовой базой и ускоряют процесс банкротства низкорентабельных предприятий. Благодаря стабильному характеру действия налоги обеспечивают материальную заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и ее использовании на цели производственного и социального развития. Налоги усиливают правовую защищенность предприятий и гарантируют полную самостоятельность в использовании прибыли, остающейся после расчетов с бюджетом. [c.34]

Получение дополнительного дохода за счет использования заемного капитала в том случае, когда платность заемного капитала ниже, чем сумма полученной прибыли, дает эффект финансового рычага, который равен разнице между уровнем рентабельности и ставкой банковского процента, умноженной на соотношение заемного и собственного капитала и умноженной на корректирующий коэффициент, отражающий величину налога на прибыль [c.121]

Второй подход состоит в том, что каждый хозяйствующий субъект самостоятельно оценивает свою индивидуальную цену денег , т.е. выраженную в долях единицы (с учетом налогов и риска), реальную норму годового дохода на вложенный капитал с учетом альтернативных и доступных на рынке направлений вложений со сравнимым риском. Корректируя ее с учетом риска, связанного с конкретным инвестиционным проектом, субъект определяет индивидуальную норму дисконта. Однако для реализации такого подхода необходимо иметь развитый фондовый рынок. Он может привести к тому, что субъект в качестве альтернативы будет осуществлять вложения средств в краткосрочные спекулятивные операции, в том числе и на валютном рынке. В этих условиях ориентиром при установлении индивидуальной нормы дисконта может служить депозитный процент по вкладам в свободно конвертируемой валюте. [c.258]

Расчет разводненной прибыли предполагает, что чистая прибыль (убыток) за период, которая распределяется на обыкновенные акции, должна корректироваться на сумму дивидендов на контракты с разводняющим эффектом, которые были вычтены при расчетах чистой прибыли на сумму процентов, начисленных за период по контрактам с разводняющим эффектом, конвертированным в обыкновенные акции любых других изменений в доходах и расходах, которые могут быть вызваны конвертацией в обыкновенные акции контрактов с разводняющим эффектом. Сумма прибыли за счет экономии на процентах и других вычетов по конвертируемым контрактам (в обыкновенные акции) рассчитывается с учетом налогов, относящихся к этим выплатам. [c.285]

Ставки подоходного налога устанавливаются по методу сложной прогрессии. Периодически, обычно один раз за финансовый год, проводится налоговая индексация корректируются суммы необлагаемого минимума, вычетов на содержание зависимых лиц, а также налоговых разрядов. Необходимость индексации вызвана инфляционными процессами. [c.269]

Вариантом данной формы является наделение нижестоящих органов власти правом корректировать условия налогообложения в отношении доли налога, зачисляемой в соответствующий бюджет. Речь идет, например, о предоставлении льгот, незначительном изменении правил [c.312]

Полная самостоятельность в определении видов налогов Установление исчерпывающего перечня налогов С предоставлением ограниченного права корректировать условия налогообложения С предоставлением права устанавливать ставки налогов Распределение суммы собранных средств Установление распределяемых налогов [c.314]

В случае использования в непроизводственной сфере товаров, по которым в установленном порядке произведен зачет сумм НДС, в Книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму налога, с соответствующим уменьшением итоговой суммы налога, применяемой к зачету в текущем отчетном периоде. [c.270]

Отдачу на собственный капитал рассчитывают путем деления прибыли до уплаты налогов на осязаемый (материальный) собственный капитал. Как уже упоминалось, понятие «осязаемый собственный капитал» требует уточнения в каждом отдельном случае, ибо у некоторых фирм стоимость активов занижена. Кроме того, поскольку осязаемый собственный капитал меньше совокупных активов за минусом обязательств, отдача на собственный капитал в процентном выражении окажется выше, чем в случае, когда добавлены нематериальные активы. Нецелесообразно корректировать искусственно процент отдачи путем исключения нематериальных активов. [c.304]

Один вариант корректировок связан с необходимостью учета того факта, что многие проекты влекут за собой такие виды экономических издержек, которые не всегда «улавливаются» при формировании потока денежных средств в финансовой документации по проекту (например, вред, наносимый окружающей среде и не отраженный в финансовой отчетности, может обернуться серьезными экономическими издержками для общества). Другой вариант корректировок связан с издержками, которые с позиций предприятия отражаются в документации как финансовые (например, налоги), а с позиций общества должны быть отнесены к экономическим, так как не связаны с использованием ресурсов и представляют собой лишь трансферт от хозяйствующего субъекта в пользу государства. Наконец, некоторые ресурсы (такие, как услуги работников-добровольцев) могут предоставляться бесплатно, они не отражаются в финансовых денежных потоках. Подобные ресурсы также необходимо принимать в расчет при оценке экономических издержек проекта. Все сказанное означает, что необходимо корректировать финансовые потоки издержек и выгод для отражения результатов проекта с точки зрения общества. Только так можно оценить реальный результат проекта для общества. [c.283]

Плательщиками земельного налога с сельхозугодий являются колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия, в том числе индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты и др.). Они уплачивают налог с 1 га сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ) по ставкам в рублях, дифференцируемым в зависимости от качества земли в соответствии с кадастровой ее оценкой. Амплитуда колебаний размеров ставки по регионам России значительная — от 10 руб. за 1 га в Ярославской и Смоленской областях до 18 руб. по Краснодарскому краю (ставки даны без учета инфляции). Внутри республик в составе России, краев, областей и округов ставки земельного налога корректируются в зависимости от местоположения конкретного земельного участка, его качества. Если земля отторгается от сельхозпроизводства промышленными предприятиями, организациями транспорта и связи, вооруженными силами и внутренними железнодорожными войсками, то собственники и владельцы земли облагаются налогом по ставкам, увеличенным в три раза по сравнению со средней ставкой, утвержденной для данного административного района. [c.150]

Денежные налоги Налоговые лазейки Искажающие налоги Неискажающие налоги Паушальные налоги Корректирующие налоги [c.386]

В налоговом учете (подробно см. п. 6.8) определяется сумма налога на прибыль. Разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль соответствует показателю бухгалтерского финансового учета Прибыль (убыток) от обычной деятельности . При отсутствии последствий чрезвычайных событий приведенный показатель трансформируется в показатель Нераспределенная (чистая) прибыль отчетного периода (НЧПР). В противном случае прибыль (убыток) от обычной деятельности корректируется на последствия чрезвычайных событий (чрезвычайные расходы и чрезвычайные доходы). [c.378]

Систематический риск для акций возникает из-за финансового и коммерческого риска для компании. Когда мы вычисляем стоимость собственного капитала для проекта или группы проектов, компания-представитель, данные по которой используются для определения делового риска проекта, может иметь гораздо большую или меньшую долю заемных средств, чем наша фирма. Поэтому желательно корректировать значение бета компании-представителя на эту разницу. Попробуем это сделать, основываясь на базисных положениях модели оценки САРМ. Некоторые из приведенных ниже соображений и результатов понадобятся нам в гл. 17. При этом налоги на прибыль корпорации и выплаченные суммы процентов вычитаются по налоговым соображениям. В этих условиях Роберт Хамада1 и другие авторы показали. [c.443]

Вывод второй. Функции налога неразрывно взаимоувязаны. Рациональность налогообложения определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между ними. Поиск способов достижения относительного равновесия между налоговыми функциями осуществляется непрерывно при конструировании новых налоговых концепций. По мере нахождения оптимальной, по мнению разработчиков, концепции она подвергается всесторонней оценке и выносится на широкое публичное обсуждение, а затем корректируется с учетом итогов такого обсуждения. В конечном итоге на выбранной концептуальной основе строится новая система налогообложения или обновляется существующая. Усовершенствованная налоговая система утверждается в законодательном порядке и становится обязательной для применения. В процессе научно-практической оптимизации налогообложения незыблемым является соблюдение принципиальных требований к ее содержанию. Это те фундаментальные принципы, которые выработала наука и к использованию которых всегда должна стремиться налоговая практика. [c.96]

Применение сложных формул исчисления налогооблагаемой базы, сумм налогов приводит к значительному объему работы бухгалтеров, особенно при исчислении суммы затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно Положению от 1 июля 1995 г. № 661, корректирующему Положение О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли от 5 августа 1992 г. № 552, а также от 20 ноября 1995 г. № 1133 [27], организации вынуждены вести раздельный учет затрат в обычном бухгалтерском режиме и налоговый учет расходов, относимых на себестоимость при исчислении налога на прибыль. Более того, эти расходы разделяются в налоговом учете на полностью невключаемые в себестоимость и включаемые в пределах утвержденных Правительством РФ лимитов. [c.203]

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Первый появление понятия налоговый учет связано с особым положением в экономике страны, и прежде всего с состоянием доходов бюджета. Дефицит бюджета, невыполнение плановых поступлений по налогам, неплатежи — все это заставляет органы власти и управления принимать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы, корректировать и дополнять с фискальными целями методики расчетов основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Данное положение не основано ни на одном из методологических требований бухгалтерского учета, оно противоречит и здравому смыслу. Во всем мире методологические основы бухгалтерского учета едины. Не следует изобретать особых видов учета, при которых искусственно, чисто арифметически формируются финансовые результаты, а тем самым завышается налогооблагаемая база. [c.207]

Смотреть страницы где упоминается термин Налог корректирующий

Большая экономическая энциклопедия (2007) — [ c.398 ]