Методическое пособие по обучению грамоте в подготовительной группе

Оглавление:

Материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательные диски» (для детей старшей и подготовительной к школе группы)

Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический слух. Представленные дидактические игры важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник«Мама, папа, я – спортивная семья»для родителей и детей старшей и подготовительной к школе групп.Формирование здорового образа жизни семей.Воспитание физической ку.

Цель: Создавать условия для развития положительных взаимоотношений между детьми и родителями, формировать положительные эмоции у детейЗадачи:Учить уверенно и активно выполнять основные движения;Развив.

В данной картотеке очень подробно систематизирован речевой материал по темам комплексно-тематического планирования (по ФГОС). Материал представлен в виде речевых игр, упражнений и примерного оборудова.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Танцевальные занятия не только учат понимать и соз.

Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов. Дидакти.

Комплексный досуг по правилам дорожного движения, для детей старшей и подготовительной к школе групп.Обучение Гарри Поттера.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»

Пояснительная записка

Главное — заинтересовать!

Чтение — это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и наглядную память, способность ориентироваться в пространстве, способность переносить последовательность во времени в последовательность в пространстве, способность устанавливать связь между услышанным звуком и его письменным знаком, способность восприятия целостной формы, высокий уровень концентрации внимания. Все перечисленные функции составляют технический арсенал процесса чтения.

Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения. Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и сопровождающих его материалах подчёркивается, что уровень культурной компетентности граждан во многом определяет характер политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая постановка вопроса определяет высокую значимость чтения как базовой образовательной компетентности и способа освоения человеческой культуры. При этом чтение, в том числе чтение детей дошкольного возраста, в условиях огромного потока информации и многообразия способов её освоения, приобретает черты феномена, который развивается как в институциональных, так и не институциональных формах образования. Именно на этапе дошкольного образования можно помочь любому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на возрастно-сообразном уровне.

Овладение грамотой так же представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.

Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.

Другие публикации:  Задержали пьяного прокурора

Материал данного пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости — звонкости, твердости — мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов. Занятия по данным методикам поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма. Пособие может быть так же адресовано родителям для проведения самостоятельных занятий с детьми. Исходя из этого, подготовка ребенка к чтению должна заключаться не в упражнении одной какой-либо технической функции, а в повышении у ребенка интереса к чтению и выработки у него мобилизующей для чтения мотивационной основы.

Данное пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Предлагаемый комплекс занятий рекомендован для кружковой работы, как превышающий нормы стандартной образовательной программы.

Пособие разработано с учетом основных принципов:

1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)

4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)

5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Особенности обучения. Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 20 – 25 минут в средней дошкольной группе, 25-30 минут в старших дошкольных группах.

Формы организации занятий:

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам.

Методами успешной реализации программы является:

• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

• Практический (словесные игры; дидактические игры:«Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд», игры в песке, рисование букв в песке и др.).

Методическое условие реализации данного пособия предполагает наличие: Методик: Журовой Л.Е., Жуковой Н.В., Мухиной Н.Я., Коноваленко В.В. .

Материала для чтения: Клемановой Л.Ф. «Читалочка». Коноваленко В.В. «Пишем и читаем», Крупенчук О.И. «Учим буквы», «Научите меня читать».

Материала для подготовки руки к письму и формированию красивого почерка: Воробьева Т.А. «Подготовка руки к письму (4-5 лет)», Клементовича Т.Ф. «Я учусь писать красиво (5-6 лет)», «Я учусь писать красиво и грамотно (6-7 лет)».

Дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу: таблиц, карточек по обучению грамоте, презентаций, обучающих фильмов «Русский язык с Хрюшей», прописей.

Материально-технических средств:

Компьютерная техника, доска, видеопроектор, магнитная доска для составления слов и предложений, а так же с набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, картин. «Звуковые пеналы» с набором символов для составления схем предложений и звукового анализа слов, цветные сигналы — семафорчики.

Разные геометрические формы, игрушки соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.

Книга по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма »).

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Другие публикации:  Как посчитать стаж программа

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.

Материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

по обучению грамоте к программе

«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории

МОУ Леснополянская НШ им. К. Д. Ушинского

Описание: книга помогает ребенку в занимательной игровой форме усвоить такие понятия, как звук и буква, помогает понять их различия и особенности. Также в книге предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. С помощью забавных героев мы готовим слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму. Сказочный сюжет и забавные герои Слыш и Буковка подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Герои только описываются в программе, к программе они не прилагаются. И я решила забавных героев воплотить в реальность. И получилось такое дидактическое пособие к занятиям по обучению грамоте детей, Слыш и Буковка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, логопедам и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Представленные в книге заб.

— познакомить с нетрадиционной техникой (накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание)- развитие мелкой моторики рук- развивать умение подбирать краски по цветовой гамме- воспитывать любо.

Другие публикации:  Расчет страхового случая осаго

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога дополнительного образования Казалиевой Д.Н.«АБВГДейка».Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.Срок освоения программы – 3 года.

Конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы.

Буклет. Обучение детей грамоте в игровой форме. Старшая группа.

Быкова И. А.Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позв.

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте в игровой форме&raquo.

Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему:
Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ТНР

Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников включает в себя комплект рабочих листов, которые могут быть использованы на логопедических занятиях в подготовительной группе.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

  1. Назови предметы. Найди место звуков Г и ГЬ в словах и раскрась соответствующий квадрат в схеме.
  2. Соедини линией каждую картинку с соответствующей ей слоговой схемой.

Предварительный просмотр:

  1. Назови предметы. Найди место звуков Д и ДЬ в словах и раскрась соответствующий квадрат в схеме.
  2. Соедини линией каждую картинку с соответствующей ей слоговой схемой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

  1. Назови предметы. Найди место звука Ж в словах и раскрась соответствующий квадрат в схеме.
  2. Соедини линией каждую картинку с соответствующей ей слоговой схемой.

Предварительный просмотр:

  1. Назови предмет. Найди место звуков З и ЗЬ в словах и раскрась соответствующий квадрат в схеме.
  2. Соедини линей каждую картинку с соответствующей ей слоговой схемой.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Назови картинки. Определи место звука «Й» в слове (в начале, в середине, в конце слова). Раскрась соответствующий квадрат в схеме.

МАЙ МАЙКА ТАЙГА

И Й N B N Й П Н И

N К И Й N Т Н К И Й

Т П К Й Н И Й Ш К Й

Предварительный просмотр:

Назови картинки. Определи место звуков К, Кь в слове (в начале, в середине, в конце слова). Раскрась соответствующий квадрат в схеме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к обучению в школе приобретают все большее значение в.

Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи.

В статье описан опыт работы автора по подготовке дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня к обучению грамоте.

Презентация содержит описание работы по подготовке дошкольников с ОНР третьего уровня к обучению грамоте посредством звукового аналитико синтетического метода.

Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на.

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обуч.

Учебно-методическое пособие по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
Прописи для дошкольников.

Прописи для дошкольников. Пишем и рисуем элементы букв и цифр.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассуждение о выборе прописей для детей дошкольного возраста.

Интересные прописи для детей старшего дошкольного возраста.

Прописи для детей.

Рабочая тетрадь к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
Методическое пособие по обучению грамоте «Звуковые девочки»

Данное пособие помогает детям знакомиться со звуками

Предварительный просмотр:

Демонстрационное методическое пособие по обучению детей грамоте.

Цели использования пособия:

  • Ознакомление со звуками;
  • Артикуляция звуков;
  • Определение мягкости и твердости согласных звуков;
  • Определение позиции звука в слове.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. «Азбука в картинках» и 2. «Уроки грамоты». Доступен ма.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Методическое п.

Предлагаемое пособие содержит примерное планирование совместной деятельности с детьми, дидактические и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет «Говоруша&quot.

Данное пособие применяется как раздаточный материал на подгрупповых занятиях по грамоте, а так же в индивидуальной работе с ребенком для закрепления пройденного материала.

В работе представлена методика применения оборудования для обучения плаванию – «Капелька для плавания». Инвентарь и оборудование для плавания имеет широкий ассортимент и разнообразие.

laquo;Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, — осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в ра.