Налог на доходы распределение по бюджетам

Система распределения доходов от НДФЛ между региональными и местными бюджетами может быть скорректирована

Предлагается распределить между региональными и местными бюджетами доходы от налога на доходы физических лиц в равных долях. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму депутатом Александром Смирновым.

По действующему законодательству доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов России по нормативу 85% (п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ), остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов (абз. 2 п. 2 ст. 61, абз. 2-4 п. 2 ст. 61.1, абз. 2 п. 2 ст. 61.2, абз. 2 п. 2 ст. 61.3, абз. 2 п. 2 ст. 61.5 Бюджетного кодекса РФ).

По словам автора законопроекта, на практике до муниципальных бюджетов доходит лишь от 2% до 15% доходов по НДФЛ. Таким образом, складывается неблагоприятная ситуация, при которой местные власти попадают под очень сильную финансовую зависимость от регионов. А это, в свою очередь, мешает развитию всей системы самоуправления в стране.

Инициатор поправок считает, что предлагаемые им изменения послужат стимулом к формированию муниципальных территорий, повышению степени социальной поддержки населения и его уровня жизни.

В случае если на основе предложенного законопроекта будет принят закон, новые правила начнут действовать с 1 января 2017 года.

Налог на доходы распределение по бюджетам

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на имущество
физических лиц

(глава 32 НК РФ)

Акцизы
(глава 22 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
(глава 23 НК РФ)

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь возложены на налоговые органы.
Напомним, что до 1.01.2010 г. вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.

С 1 января 2005 года отменены следующие налоги (сборы):

— налог на операции с ценными бумагами;
— налог на рекламу;
— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);
— таможенная пошлина;
— платежи за пользование природными ресурсами;
— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
— лесной доход.

Статьей 18 НК РФ предусмотрено применение специальных налоговых режимов:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
— упрощенная система налогообложения;
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

В какой бюджет зачисляется НДФЛ на физических лиц в 2018 году

Обязанность по выплате подоходного налога возникает у рядовых граждан, ИП и налоговых агентов. Основанием становится получение налогооблагаемого дохода. Но в какой бюджет выплачивается НДФЛ в 2018 году?

Налог на доходы физических лиц относится к перечню обязательных сборов. Основной целью такого налогообложения выступает пополнение государственной казны. Но в какой именно бюджет зачисляется НДФЛ в 2018 году?

Обычные российские граждане, для которых основным и единственным доходом является заработная плата, редко задумываются об уплате НДФЛ.

Да им это и ни к чему, поскольку налоги с зарплаты за них выплачивает работодатель, выступающий налоговым агентом.

Он самостоятельно исчисляет сумму к удержанию и перечисляет ее в бюджет. Работник получает уже «чистую» зарплату.

У граждан обязанность по выплате подоходного налога возникает при получении дохода, не связанного с официальным трудоустройством.

Например, человек может продать недвижимость или сдает квартиру в аренду. Налог на доходы, не связанные с предпринимательством, выплачиваются по истечении года получения прибыли.

Отсутствие требования ФНС об уплате налогов не является весомым аргументов для игнорирования обязательности платежа.

Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налог, подать налоговую декларацию и оплатить положенный взнос.

Декларация 3-НДФЛ подается не позже чем 30 апреля года, последующего за годом обретения дохода. А выплатить положенную сумму необходимо до 15 июля года подачи декларации.

Неподача декларации и неуплата налога грозит наложением штрафа, который выплачивается дополнительно к обязательному платежу.

Налог на доходы физических лиц, или сокращенно НДФЛ, это тип прямых налогов в РФ, являющийся одним из основных сборов.

Основанием взыскания налога становится получение налогооблагаемого дохода. При этом налоговой базой для исчисления суммы платежа становится совокупный доход физлица за исключением подтвержденных документально расходов.

Размер налога устанавливается в процентном соотношении к налоговой базе. Причем в зависимости от категории плательщика величина ставки варьируется.

Стандартное значение для трудящихся россиян определено как 13 %. Нерезиденты платят налог по ставке 30 %. Кроме того существуют и иные варианты ставок.

При установлении налоговой базой в расчет принимаются все типы доходов, приобретенные плательщиком, как в денежной или натуральной форме, так и в качестве материальной выгоды.

Разные удержания от полученных доходов, в том числе и по судебным решениям, не снижают налоговую базу. Устанавливается налоговая база по группам доходов, соответствующих одинаковой ставке.

В качестве объекта обложения подоходным налогом выступают доходы, полученные физлицами:

К видам облагаемых доходов относятся:

  • заработная плата при официальном трудоустройстве;
  • оплата за работу, выполненную по договорам ГПХ;
  • дивиденды;
  • страховые выплаты;
  • доходы, полученные от распоряжения имуществом;
  • доходы от реализации недвижимости или иных ценных активов;
  • иные доходы, обретенные от деятельности в России или за ее пределами (для резидентов).

Отдельные виды доходов не подлежат налогообложению НДФЛ. Их перечень определяется ст.215, ст.217 НК РФ. Как правило, к таким доходам относятся социальные выплаты, пособия, субсидии и подобные суммы.

Действующие нормативы

НДФЛ, или подоходный налог, касается абсолютно всех физических лиц. Согласно закону под физлицами понимаются россияне и иностранцы, взрослые граждане и несовершеннолетние, женщины и мужчины, то есть абсолютно все.

Суть налогообложения сводится к тому, что раз появился доход, то должен быть уплачен НДФЛ. Подробно порядок взимания НДФЛ рассматривается в гл.23 НК РФ.

Кроме того юридическая база по подоходному налогу включает в себя следующие нормативы:

Отдельные нюансы начисления и уплаты НДФЛ разъясняются в Письмах ФНС РФ и Минфина.

В какой бюджет зачисляется налог на доходы физических лиц

Гл.23 НК РФ достаточно подробно разъясняет порядок по расчету подоходного налога и его уплате.

С 2016 года установлено, что налоговые агенты обязаны выплачивать НДФЛ за своих сотрудников не позже дня, последующего за днем действительного получения дохода (зарплаты) и не позднее завершения месяца, в каком были выданы пособия, связанные с наступлением нетрудоспособности и отпускные.

Прежде перечисление следовало проводить день в день. Индивидуальные предприниматели и физические лица, у которых в текущем году имело место получение налогооблагаемого дохода, уплачивают НДФЛ в следующем за отчетным годом.

Оплата подоходного налога осуществляется по месту постановки на учет физического лица или налогового агента.

Другие публикации:  Оформить утерянный снилс

Физлица самостоятельно вносят необходимые платежи, за наемных работников налоги платят работодатели. Обособленные подразделения, платят НДФЛ по месту своего нахождения.

Если российская компания имеет обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципального образования, он вправе встать на учет по месту нахождения любого подразделения и платить все налоги по одному месту учета.

Когда подразделения находятся на территории разных муниципальных образований, то налоги уплачиваются по отдельности по месту регистрации каждого отдельного филиала.

Основная часть уплаченного НДФЛ поступает в бюджеты субъектов РФ. Но при распределении средств учитываются потребности местных бюджетов, которые частично пополняются за счет подоходного налога.

Но плательщикам нет необходимости самостоятельно определять, в какой бюджет пойдет выплаченная сумма. Куда платится НДФЛ за работников, в какой бюджет?

Как проверить СНИЛС по базе Пенсионного фонда онлайн на официальном сайте, читайте здесь.

Уплачивается НДФЛ единым платежом по определенному КБК. Федеральное казначейство, руководствуясь ОКТМО, самостоятельно распределяет суммы по различным бюджетам.

Кто должен платить

Платить подоходный налог обязан любой гражданин, который получает налогооблагаемый доход.

Плательщики НДФЛ делятся на две группы:

  1. Налоговые резиденты РФ, проживающие на территории России минимум 183 дня в течение года.
  2. Нерезиденты РФ, имеющие доходы в России.

Важно понимать, что резиденство и гражданство не имеют ничего общего. Налоговым резидентом может являться и иностранец, который большую часть года живет в России, здесь работает и получает доход.

Также классифицировать плательщиков НДФЛ можно по следующим категориям:

  1. Лица, обязанные декларировать полученные доходы самостоятельно.
  2. Лица, за которых налоги исчисляют и уплачивают налоговые агенты.

Самостоятельно физлица отчитываются о разовых доходах. Например, это может быть доход от продажи имущества, от выполненной по договору ГПХ работы, от сдачи в аренду квартиры.

В таком случае плательщик по истечении года подает в ФНС декларацию с указанием всех полученных за год доходов и на основании расчета уплачивает необходимую сумму налога.

Если доход получается на постоянной основе из одного источника, коим является работодатель, то обязанность по исчислению и выплате налога возлагается на этого работодателя-налогового агента.

Самостоятельно уплачивают НДФЛ лица, какие являясь налоговыми резидентами РФ, получают доход от источника за пределами России.

Также обязанность по самостоятельной выплате налога возникает и у индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица НДФЛ не платят, но это не значит, что они освобождены от налогообложения.

Для организаций подоходный налог заменяется налогом на прибыль, кроме того ЮЛ выплачивают НДС и прочие налоги, исходя из применяемого режима налогообложения.

В федеральный или региональный

В какой бюджет зачисляется НДФЛ, бланк декларации не содержит указания на уплату определенному адресату. Указывается только получатель – орган, в котором плательщик состоит на налоговом учете.

Ответ на вопрос дает Бюджетный кодекс РФ. Так бюджетам субъектов РФ посвящена ст.56 БК РФ.

Здесь говорится о видах налоговых платежей, за счет которых пополняется региональный бюджет. В отношении НДФЛ сказано, что в бюджет субъекта РФ поступает 85 % собранных средств.

Кроме того сюда же поступают в полном объеме авансовые платежи по подоходному налогу, выплачиваемые иностранцами, трудящимися по патенту.

Ст.58 БК РФ устанавливает порядок отчисления налоговых платежей в местные бюджеты от общей суммы сбора по федеральным и региональным налогам.

В частности субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ и определять какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

Для налогоплательщиков вопрос о том, куда выплачивается подоходный налог. Является скорее риторическим. Главное, что нужно знать, это предназначение платежей.

Видео: НДФЛ

За счет собранных налогов по доходам физических лиц формируются бюджеты, которые впоследствии расходуются на государственные нужды, в том числе и на реализацию социальных программ.

Попросту говоря, именно за счет собранных налогов обеспечивается бесплатная медицинская помощь и образование, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения.

Задача налогоплательщика – своевременно уплатить положенный доход по месту регистрационного учета.

Полученные платежи согласно установленному порядку будут распределены на федеральный, региональный и местные бюджеты.

Как правильно рассчитать сумму платежа

При расчете сумму НДФЛ к выплате одним из основных параметров является налоговая ставка. Она может различаться. В зависимости от вида полученного дохода.

Так применяются следующие ставки налога:

НДФЛ и налог на прибыль: нормативные отчисления в бюджет

Минфин России в письме от 15.06.2018 № 03-04-05/41134 разъяснил порядок нормативных отчислений НДФЛ и налога на прибыль в бюджеты субъектов.

Так, налог на доходы физических лиц – это федеральный налог. При этом субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ, и определять, какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы регулируется Бюджетным кодексом РФ путем установления соответствующих нормативов.

Нормы отчислений НДФЛ

Рассмотрим порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Об этом указано в статьях 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в региональный бюджет поступают отчисления в размере 85% от суммы подлежащего уплате налога. Этот норматив по закону субъекта РФ может быть снижен. Оставшиеся 15% региональные власти могут направить:

  • в местный бюджет или бюджет муниципального района – в размере 5%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района;
  • в бюджет поселения – в размере 10%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района или в бюджет городского округа – в размере 15%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ.

В платежных документах плательщики должны указывать код той территории, в чей бюджет должен быть перечислен налог. Для этого используют коды ОКТМО (общероссийского классификатора территорий муниципальных образований). Классификатор ОКТМО утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст под номером ОК 033-2013.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сумма налога, исчисленная и удержанная организацией, являющейся налоговым агентом, у физического лица, уплачивается в бюджет по месту учета организации.

Напомним, перевод налога осуществляется организациями в установленные сроки по кодам бюджетной классификации в зависимости от категории доходов налогоплательщика.

Чиновники отметили, что увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и разработка соответствующего законопроекта не осуществляются.

О налоге на прибыль

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20% (ст. 284 НК РФ). При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% в 2017–2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по ставке 18% (17% в 2017–2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (12,5 % в 2017–2020 годах).

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачиваются также по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Таким образом, распределение налогов между бюджетами разных уровней создает для субъектов финансовую базу, за счет которой обеспечивается бесплатная медицинская помощь, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения и т. д.

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

НДФЛ: налог региональный или федеральный?

В налоговой системе Российской Федерации существует три вида налогов: федеральные, региональные и местные. Основанием для такой классификации является уровень органов, которые вводят тот или иной обязательный платеж.

К какому уровню относится НДФЛ: федеральному, региональному или местному? Статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов. НДФЛ является федеральным налогом и регламентируется главой 23 НК РФ.
Как происходит распределение суммы, получаемой государством в виде налогов, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Прямой зависимости от того кто вводит налог с тем в какой бюджет он будет зачислен – нет. Налоговые доходы от НДФЛ, являющегося федеральным налогом, не поступают в федеральный бюджет.

Другие публикации:  Ликвидация муп постановление

Распределение доходов от НДФЛ между бюджетами установлено БК РФ и зависит от того, кто является налогоплательщиком. По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранным гражданином, работающим в России на основании патента. В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ).
Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). Дальнейшее распределение зависит от того, какие административные единицы есть на территории субъекта.
В субъектах с территориальным делением на городские округа вся оставшаяся сумма зачисляется в бюджеты этих округов.
В случае, когда на территории субъекта есть городские поселения, то 10% от суммы НДФЛ перечисляется в их бюджет, а 5% в бюджеты муниципальных районов в их составе. В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% – муниципальным районам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами в Российской Федерации

Как уже отмечалось, налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы и консолидированного бюджета РФ и бюджетов всех трех уровней. В связи с этим, выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого региона в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества. Выработка такого механизма требует учета федеративного устройства российского государства и существующих различий в социально-экономическом развитии и климатических условий всех регионов РФ, в демографической ситуации и экологической обстановке. Требуется также учитывать в определенной степени и природный фактор, обеспечивающий на отдельных территориях, богатых природными ресурсами, прежде всего углеводородами, наибольшее поступление доходов.

При этом важно подчеркнуть, что объективное и эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития страны может не совпадать с интересами и потребностями региональных властей в финансировании закрепленных за ними сфер и предметов ведения, а также с решением локальных проблем. В связи с этим неизбежно возникает вопрос сбалансированности бюджетов каждого уровня.

Одновременно с решением данной задачи распределение налоговых доходов должно обеспечивать и соответствующий уровень финан-

совой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным размером поступления собственных доходов.

Кроме того, в рамках федеративного государства необходимо с помощью налогового механизма обеспечить выравнивание финансовой базы различных регионов РФ, что связано с достаточно высокой межрегиональной дифференциацией формирования налоговой базы. При этом, как известно, чем более неравномерно по территории страны сложилось распределение налоговых источников, тем в большей степени должно осуществляться перераспределение налоговых доходов, или, иначе говоря, увеличиваться централизация налоговых доходов в федеральном бюджете.

В мировой практике используются различные методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней:

  • 1) закрепление определенных налогов за бюджетом соответствующего уровня. Речь в данном случае идет не о праве соответствующих органов власти устанавливать тот или иной налог и его элементы, а о закреплении поступления данного налога в бюджет определенного уровня;
  • 2) распределение доходов от федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов — между региональными и местными бюджетами;
  • 3) совместное использование федеральными, региональными и местными властями одной и той же налоговой базы.

Сложившаяся в Российской Федерации система межбюджетного регулирования налогов и налоговых доходов прошла сложный и противоречивый путь формирования. Как уже отмечалось, до начала проведения налоговой реформы в стране не было четкого закрепления налогов за бюджетами соответствующего уровня. В соответствии с принимавшимися ежегодно законами о бюджете доходы (или часть их) от поступления как федеральных, так и региональных и местных налогов могли быть зачислены в бюджет любого уровня, вне зависимости от того, какой уровень власти устанавливал тот или иной налог.

Первым шагом в попытке законодательного регулирования межбюджетного распределения налогов и налоговых доходов стало принятие в 1998 г. первой части НК РФ, а также Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В первой редакции БК РФ была предусмотрена необходимость утверждения не менее чем на трехлетний срок нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ. Вместе с тем за пятилетний срок действия БК РФ (до внесения в него соответствующих поправок) долговременные нормативы отчислений так ни разу приняты не были. Ежегодно, при утверждении федерального бюджета на очередной год утверждались годовые нормативы распределения доходов, поступающих от федеральных налогов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

При этом указанные нормативы почти по всем федеральным налогам ежегодно менялись в зависимости от изменения экономической ситуации в стране. В частности, в бюджете на 2000 г. было предусмотрено отчисление от поступления НДС в доходы бюджетов РФ в размере 15%. В последующие годы все поступления от НДС зачислялись полностью в федеральный бюджет. В части налога на доходы физических лиц в 2000 г. предусматривались отчисления в бюджеты субъектов РФ в размере 84%, в 2001 г. — 99%, а начиная с 2002 г. этот налог стал полностью зачисляться в указанные бюджеты. Особенно серьезным изменениям подвергались нормативы отчислений от поступлений акцизов. В частности, если в 2000—2003 гг. поступления акцизов на ликеро-водочную продукцию делились поровну между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, то в 2004 г. они стали полностью зачисляться в бюджеты регионов. С другой стороны, доходы от акцизов на дизельное топливо и на бензин в 2000—2002 гг. полностью зачислялись в федеральный бюджет, а в 2003—2004 г. они стали частично, по нормативу 60%, зачисляться в бюджеты субъектов РФ. С момента введения в 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых (в части углеводородного сырья) нормативы распределения его поступлений были установлены отдельно для территории автономного округа, входящего в состав края или области, и для остальных территорий. В первом случае они делились в 2002— 2003 гг. между федеральным бюджетом и бюджетом автономного округа в пропорции 74,5 и 25,5%, а в 2004 г. в федеральный бюджет стало зачисляться 81,6% налога на добычу нефти и 100% налога на добычу газа. Во втором случае распределение налога на добычу углеводородного сырья осуществлялось в 2002—2003 гг. в пропорциях 80 и 20% в пользу федерального бюджета. Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» нормативы отчислений в федеральный бюджет по газу были утверждены в размере 100%, а по нефти — 85,6%.

Одновременно с этим в 1998 г. была принята ст. 48 БК РФ, положения которой предусматривали, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета РФ. Вместе с тем осуществить на практике распределение налоговых доходов подобным образом было весьма сложно по следующим обстоятельствам.

Во-первых, механизм распределения налоговых доходов был прописан недостаточно четко, в связи с чем органы власти разного уровня понимали его по-своему. Происходило это потому, что налоговые доходы субъектов РФ сопоставлялись с общими доходами консолидированного бюджета. Как известно, около 10% общих доходов федерального бюджета составляли доходы неналоговые. В этой редакции БК РФ федеральные органы в расчет доходов бюджетов субъектов РФ допускали включение сумм финансовой помощи из федерального бюджета.

Во-вторых, такое решение является методически неверным, поскольку в то время отсутствовали, да и в настоящее время отсутствуют четкие показатели объема консолидированного бюджета на будущий год. Согласно БК РФ в Государственную Думу правительством вносится лишь «прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации». Но его расчеты не проверяются, не уточняются в связи с рассмотрением федерального бюджета в палатах Федерального Собрания и не утверждаются в форме закона. Согласно действующему законодательству прогноз консолидированного бюджета даже не вносится в Совет Федерации. В связи с этим на практике в прогнозы консолидированного бюджета и бюджетов субъектов РФ нередко закладывалось завышение плановой суммы налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, и занижение сумм налогов, поступающих в федеральный бюджет. В результате данная пропорция формально могла быть соблюдена, но и то лишь на этапе составления проекта бюджета.

Другие публикации:  Штраф за неуплату налогов за работников

В-третьих, неясен экономический смысл фиксирования в законе подобного распределения налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами, учитывая неравномерность экономического развития и другие особенности российских регионов. Такое распределение применяется лишь тогда, когда отсутствуют экономические расчеты, и оно не отражает реального закрепления расходных полномочий.

Поэтому данное положение БК РФ не выполнялось ни разу за все годы его действия, более того, ежегодно его действие на очередной год приостанавливалось законами о федеральных бюджетах.

По этой причине принятие данного положения БК РФ не улучшило сложившегося негативного соотношения в распределении налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Тем более это никак не могло отразиться на укреплении налоговой базы местных бюджетов и улучшении их сбалансированности.

Мало того, в эти годы продолжился в еще больших масштабах процесс концентрации налоговых ресурсов на федеральном уровне. Если в 2000 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ было зачислено 43,5% всех налоговых доходов консолидированного бюджета страны, то в 2004 г. их удельный вес снизился до 41 %. В связи с этим рост налоговых доходов на федеральном уровне существенно опережал рост на региональном уровне. За 2000—2004 гг. эти доходы на федеральном уровне возросли в 4,1 раза, а на региональном — только в 2,9 раза.

Принципиально новое решение в части межбюджетного распределения налоговых доходов было принято в 2004 г. В БК РФ были внесены поправки, предусматривающие законодательное постоянное межбюджетное распределение доходов от федеральных и ряда региональных налогов.

В российской налоговой системе закрепление определенных налогов за бюджетом соответствующего уровня (первая форма распределения) используется в части местных налогов, которые в настоящее время целиком и полностью поступают в местные бюджеты. До начала проведения налоговой реформы из данного положения имелось исключение, когда ежегодно законами о бюджете устанавливались отчисления от поступлений местного налога на землю в федеральный и региональный бюджеты. Что касается федеральных и региональных налогов, то они могут поступать не только в соответствующие бюджеты, но и в бюджеты нижестоящего уровня.

Вторая форма межбюджетного регулирования — распределение доходов от поступления налогов — является самой распространенной в Российской Федерации.

Третья форма — совместное использование властями одной и той же налоговой базы — в российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. При общей налоговой ставке этого налога в размере 20% НК РФ установлена отдельная ставка платежей в федеральный бюджет в размере 2,0% и ставка в региональный бюджет в размере 18,0% налоговой базы. Вместе с тем права законодательных органов РФ в данном случае существенно ограничены. Они не имеют права изменять налоговую базу по данному налогу. Что касается ставки налога, то она устанавливается законом субъекта РФ, но может быть снижена только до 13,5% против установленной в федеральном законодательстве процентной ставки налога.

Следует отметить, что в части налога на прибыль применяется и вторая форма распределения. После зачисления данного налога в бюджет субъекта РФ поступления по нему могут распределяться между региональными и местными бюджетами по второму методу, т.е. в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Рассмотрим более подробно механизм межбюджетного регулирования налогов и доходов от них, действующий в нашей стране.

В Российской Федерации распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т.е. НК РФ. Распределение же налоговых доходов регулируется бюджетным законодательством, в том числе Б К РФ и законами о бюджете, принимаемыми соответствующими органами власти. В частности, налоговым законодательством установлено деление налогов на федеральные, региональные и местные. Также налоговым законодательством в нашей стране регулируется третья форма межбюджетного распределения налогов. Главой 25 НК РФ установлена ставка налога на прибыль, зачисляемого как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Здесь же определены права региональных органов власти в части установления ставки налога, особенностей формирования налоговой базы и предоставления налоговых льгот по нему.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы страны на постоянной основе регулируется БК РФ путем установления соответствующих нормативов. Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трех лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней.

Распределение налогов на постоянной основе в настоящее время производится в пропорциях, приведенных в табл. 1.4.

Таким образом, в Российской Федерации на постоянной основе установлено распределение между бюджетами всех федеральных налогов и налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов. Это создает для региональных властей твердую финансовую базу для наращивания налогового потенциала и роста налоговых поступлений, поскольку у них появилась уверенность в незыблемости законодательства и экономическая заинтересованность в развитии производства и роста ВВП.

Нормативы межбюджетного распределения налогов

Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Казначейства России для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК (табл. 6.2), законом (решением) о бюджете в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ.

Закрепление в БК на долгосрочной основе нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов позволяет стабилизировать состояние бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и создать предпосылки для среднесрочного бюджетного планирования.

Органы Казначейства России осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классифика

ции РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

Органы Казначейства России не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Законом субъекта РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

В бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов РФ нормативам, установленным БК, или по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с НК.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Установление указанных нормативов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается.

Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений согласно налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ согласно БК и законодательством РФ о налогах и сборах.

Таблица 6.2. Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ