Пособия для поступающих в медицинские вузы

Учебные пособия по биологии для поступающих в вузы

Очень часто абитуриенты задают преподавателям вузов и подготовительных курсов вопрос: по каким пособиям и учебникам надо готовиться?

Но абитуриенты бывают разными: одни начинают готовиться к поступлению в вузы еще в школе, другие решают поступать в вузы после службы в армии, а есть и такие, кто решил стать студентом через 10 и более лет после окончания школы. Мы постараемся дать всем категориям абитуриентов представление о том, какие существуют пособия для подготовки к поступлению в вуз, кратко их охаректеризуем.

Официальным источником знаний по предмету является учебник. Следует пользоваться и учебниками, имеющими гриф Минобрнауки РФ: на форзаце должно быть напечатано, что данный учебник рекомендован (или допущен) Министерством образования и науки Российской Федерации для средних школ. Это гарантирует, что он отвечает всем требованиям государственного стандарта, т.е. соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации учебным программам по биологии.

Кроме того, существуют разнообразные и многочисленные пособия для поступающих в вузы. Они не всегда содержат полную информацию по предмету и представляют собой лишь сжатое изложение курса биологии. Однако есть пособия, в которых содержится информации даже больше, чем необходимо, и она дополняет многие темы и разделы курса интересными фактами и сведениями. Разные пособия предназначены для разных целей. Очень объемные – для тех, кому надо полностью повторить весь курс. Краткие, конспективные, с генерализацией информации, подойдут абитуриентам, которым надо лишь систематизировать имеющиеся знания; в них обычно много «немых» рисунков для самопроверки, различного рода заданий и упражнений. Есть пособия типа справочников, тренировочных заданий, тестов и пр.

Напомним, что курс биологии включает следующие разделы: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология (цитология, генетика, эволюционное учение) и экология. Не во всех пособиях эти разделы отражены полностью, поэтому при выборе пособия надо обращать на это внимание. Одни специалисты пишут только пособия по ботанике, другие по зоологии и т.д. Большинство же пособий составлены группами специалистов – ботаников, зоологов, медиков и т.п.

Одно из самых объемных пособий для поступающих в вузы «Полный курс по биологии для поступающих в вузы» в трех томах: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия» (Билич Г.Л., Крыжановский В.А. – М.: Оникс, 2005). Кстати, теми же авторами в том же издательстве и в том же году опубликовано пособие более компактное: «Интенсивный курс по биологии для поступающих в вузы». А вот другое, менее масштабное, но тоже всеобъемлющее пособие – «Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» (Каменский А.А., Соколова Н.А., Валовая М.А. – М.: Экзамен, 2004).

Наравне с пособиями по биологии, предназначенными для подготовки к поступлению в различные вузы биологической направленности, существуют и специализированные пособия, например только для поступающих в медицинские или сельскохозяйственные вузы. Примеры такого рода изданий: «Биология», учебное пособие для подготовительных отделений медицинских институтов (Ковалев Н.Е., Шевчук Л.Д., Щуренко О.И. – М.: Высшая школа, 1985 и последующие гг.); «Биология», пособие для подготовительных отделений сельскохозяйственных вузов (Под ред. Н.П. Соколовой. – М.: Высшая школа, 1987 и последующие гг.); «Биология, школа абитуриента: научись сам, пособие для поступающих в вузы биолого-медицинского профиля» (Калинова Г.С., Никишов А.И., Хрипкова А.Г., Сухорукова Л.Н. – М.: Школа-Пресс, 1995). Особенность данного пособия состоит в том, что материал, вызывающий наибольшие затруднения у абитуриентов, рассматривается наиболее детально и с учетом знаний выпускниками школ основных биологических законов: теории наследственности, эволюции, а также экологии. В других пособиях более подробно рассматриваются профильные для данных вузов темы (анатомические или сельскохозяйственные соответственно). В неспециализированных пособиях обычно все содержание делится более или менее равномерно на следующие главы или разделы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология (цитология, генетика и селекция, эволюционное учение, происхождение и развитие жизни на Земле, происхождение человека, основы экологии).

Далее мы перечислим и кратко охарактеризуем некоторые наиболее доступные пособия для абитуриентов.

Справочники по биологии

Справочник абитуриента. Биология / Научная разработка и составление З.А. Власовой. – М.: Филологическое общество «Слово», АСТ, «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. В справочнике приведен материал по всем темам биологии, имеются рисунки с подписями и схемы.

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам. 3-е изд. – М.: АСТ– Школа-Пресс, 2006).

Лернер Г.И. Словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей. – М.: «5» за знание, 2006.

Калюжний В.Г. Справочник по биологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Тестовые задания, тесты, задачи по биологии

Прищепа И.М., Захарова Г.А., Щербакова М.А. и др. Тестовые задания. Биология. – Минск: ООО «Новое знание», 2005.

Лисов Н.Д. Учимся быстро решать тесты. – Минск: Тетра-Системс, 2006.

Тесты по биологии для учащихся и абитуриен-тов / Под ред. проф. Н.В. Иванова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы с решениями. – М.: Оникс, Мир и образование, 2006.

Биология в вопросах и ответах. Серия «Абитуриент» / Под ред. проф. В.П. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Черникова Л. Биология. Экзаменационные ответы для абитуриентов, студентов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Прищепа Н.М. и др. Биология. Тестовые задания. – Минск: Новое знание, 2005. Содержит 6000 тестовых заданий с ответами.

Каменский А.А., Соколова Н.А., Чепурнова Н.Е. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. 4-е изд. – М.: УНЦ ДО, 2005. Содержит тестовые задания разных типов, есть рисунки с заданиями.

Пособия для поступающих в различные вузы

Пособие по биологии в 2 тт. / Под ред. акад. РАО Н.В. Чебышева. – М.: Новая волна, 2004. Одно из наиболее полных пособий комплексного характера (теоретический материал, схемы, рис, задания) для поступающих в вузы.

Цибулевский А.Ю., Мамонтов С.Г. Биология. Структурированный курс. – М.: Академия, 2004. Полный курс для поступающих в вузы с большим количеством рисунков и схем.

Плотникова Т.И. Пособие по биологии для школьников и абитуриентов. – М.: ЗАО «Славянский дом книги «Вече»», 2006.

Власова З.А. Учебное пособие для поступающих в вузы по биологии. / Под ред. З.А. Зори-
ной. – М.: Слово, Эксмо, 2005.

Болдырихина Е.А., Онищенко А.В. Пособие по биологии для школьников и абитуриентов. Сер. «Экзамен на «5» – С.-Пб.: Виктория, 2005.

Лебедев А.Г. Готовимся к экзамену по биологии. – М.: Оникс, Мир и образование, 2006.

Овчарова Е.Н., Елина В.В. Биология (пособие по разделам: «Растения», «Грибы», «Бактерии», «Вирусы»). – М.: Инфра-М, 2005.

Чепурнова Н.Е., Соколова Н.А. Биология. Руководство для поступающих в вузы, 3-е изд. Сер. «Биология без репетитора». – М.: УНЦ ДО, Физматлит, 2002.

Пособия по отдельным разделам курса биологии

Пособие для поступающих в вузы по общей биологии (М.Г. Левитин, Т.П. Левитина.) – С.-Пб., 2005. В пособии нет ни ботаники, ни зоологии, ни анатомии.

Курбатова Н.О., Козлова Е.А. Конспект лекций. Сер. «Экзамен в кармане». – М.: Экзамен, 2006. Также пособие по общей биологии.

Шишкина Н.А. Генетика и селекция. Теория, задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Гончаров О.В. Генетика. Теория, задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Пименова И.Н. Зоология беспозвоночных. Задания, ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Пособия-репетиторы

Павлов И.Ю, Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы (8-е изд.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Жеребцова Е.А. Биология. Репетитор. Схемы по биологии, таблицы. – С.-Пб.: Тригон, 2005.

Батуев А.С. Готовимся к экзамену по биологии. Сер. «Домашний репетитор». – М.: Айрис Пресс, 2004.

Наумова Т.Н. Репетитор по биологии для поступающих в медицинские колледжи и училища. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Полный теоретический курс, расширенный фактический материал, тесты, задания и их решение.

Колесников С.И. Биология. Пособие-репетитор. Тестирование ЕГЭ. Поступающим в вузы. – Ростов-на-Дону: Март, 2004.

Материалы для подготовки к ЕГЭ

Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2005, 2006

Контрольные измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. – М.: Центр тестирования Минобразования России. Приводятся образцы тестов, использованных на экзамене по биологии в 2004 г.

При подготовке к вступительным экзаменам могут быть полезными многочисленные энциклопедические словари и справочники, например:

Универсальная энциклопедия школьника «Биология и Анатомия». – Минск: Валев, 1995.

Форум преподавателей «Ваш репетитор»

Подскажите, пожалуйста, рекомендуемые учебники для поступления в медицинский ВУЗ по биологии и химии?
Прежде чем начать подготовку к экзаменам на будущий год, хотелось бы определиться с учебниками. Школу закончил очень давно, придется готовиться с нуля.
Исходя из того, что пишут на форумах, больше всего цитируются нижеприведенные учебники.

ХИМИЯ:
1). «Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы.» Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А.
2). «Пособие по химии для поступающих в вузы.» Хомченко Г.П.
3). «Химия. 8-11 классы.» Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
4). «Репетитор по химии» Александр Егоров
5). «Сборник задач и упражнений по химии.» Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.
6). «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов.» Пузаков С.А., Попков В.А.
7). «Решение задач по химии.» Белавин И.Ю.
8). «Задачник по химии. 11 класс.» Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.

БИОЛОГИЯ:
1). «Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.» Профильный уровень: В 2 ч. Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
2). «Биология полный курс» В 3-х томах (Анатомия, Ботаника, Зоология). Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
3). «Биология. Для поступающих в вузы» Владимир Ярыгин
4). «Биология. Общая биология» В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова
5). «Биология. В 2 томах» Под редакцией Н. В. Чебышева
6). «Анатомия человека: Учебник: в двух книгах» Сапин М.Р., Билич Г.Л.
7). «Биология. Анатомия и физиология человека. 8 класс. Углубленное изучение.» Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Брыксина З.Г.
8). «Биология для поступающих в вузы» Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, И. В. Рачковская
9). «Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» А. А. Каменский, Н. А. Соколова, М. А. Валовая
10). «Биология. Пособие для подготовительных отделений медицинских институтов» Н. Е. Ковалев, Л. Д. Шевчук, О. И. Щуренко
11). «Готовимся к экзамену по биологии» А. Г. Лебедев
12). «Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам» Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова

Подскажите, если не трудно, какие лучше учебники покупать, чтобы поступить?!
Очень переживаю, что потрачу время на ненужные книги и тем самым просто не подготовлюсь должным образом. Помогите советом. Пожалуйста!

С уважением, Александр Строкин.

Отпишусь по поводу химии.
1 и 5 практически полностью повторяют друг друга, но очень хорошие. Возьмите 1 — там подробнее теория описана, задачи те же, что и в 5.
Насколько я знаю, в 2 уровень заданий не очень сложный, попроще, чем в 1.
3 — обычный школьный учебник. Если справитесь с уровнем теории из 1, то, наверно, можно обойтись без него.
4 — не встречал. Пугают книжки с таким названием 🙂
6 — уровень примерно тот же, что и в 1. Хорошая книжка.
7 — не встречал.
8 — задания простые, но очень много однотипных. Хорош для того, чтобы набивать руку на уровне школьной программы.

Другие публикации:  Какой штраф если нет страховки на машине

Рецепт поступления в медицинский вуз


Автор статьи — писатель и бизнес-тренер Наталья Грэйс. Статья написана специально для сайта https://ege-study.ru/

Так как же поступить в медицинский вуз?

Несколько советов человека, который с этим успешно справился.

1. Чтобы поступить в медицинский вуз, нужно страстно хотеть. Жаждать быть врачом. Вами должно двигать не желание иметь престижный диплом врача, не желание идти по стопам отца или матери, продолжая врачебную традицию семьи. Вы должны спать и видеть, как вы лечите больные животики, спасаете людей от смерти, оперируете с риском заразиться гепатитом B или D, совершаете врачебный подвиг в должности сельского врача. Возможно, вам хочется изучить тысячи хирургических узлов, или разработать новую модель протеза руки, или пересаживать сердца, или спасать людскую красоту после ожоговой болезни. Если кто-нибудь может вас отговорить поступать в медицинский вуз — не поступайте.

2. Предположим, вы спите и видите себя студентом медвуза. Вас привлекает романтика белого халата, и клятва Гиппократа кажется вам такой торжественной. Тогда ваш путь – это зубрежка. Зубри в метро, зубри дома, зубри в школе. Зубри с репетитором. Думай, разбирайся, анализируй, решай задачи, выписывай константы, законы и правила в особые тетради, носи их у сердца, читай с фанатизмом, приобретай дорогие учебники, читай больше, чем нужно по программе. Программу изучи вдоль и поперек.

3. Поезжай в тот вуз, в который хочешь поступить, за год-два до поступления. Съезди туда в период абитуры (а не на море с папой и мамой). Иди в приемную комиссию, бери там список рекомендуемой литературы и методические пособия, выпущенные преподавателями этого вуза. Посети книжный ларек или магазин при медицинском вузе. Послушай свое сердце – цепляет ли тебя вся эта атмосфера? Сходи на экскурсию. Попроси какого-нибудь студента провести тебя в музей на территории вуза или в лабораторию. Поговори с теми, кто поступил: с одним, с другим, с третьим. Узнай особенности поступления именно в этот вуз.

4. Готовься каждый день. Каждый день мало-помалу двигайся к свой цели. Количество переходит в качество. Выжми из себя всё. Сдай ЕГЭ на максимальный балл. Сделай так, чтобы твое поступление в медицинский вуз стало неизбежностью.

Не дать ли взятку, чтобы поступить в медицинский вуз?

Конечно, платите! Особенно если у папы с мамой есть деньги. Если засветитесь, то вас будут доить, бережно передавая из рук в руки, как Буренку или Зорьку, с одной кафедры на другую.

Хотя, что характерно, у нас взяток практически не брали. Уж больно принципиальные попались преподы. Одну как сейчас помню. Взгляд у нее был пристальный, немигающий. Списать было невозможно. А если ты чего-нибудь не знал, то это были твои и только твои проблемы. Ты должен был зубрить не просыхая, как должен зубрить каждый доктор на протяжении шести лет!

Кстати, средние показатели памяти у выпускников медицинского вуза одни из самых высоких по сравнению с вузами других направлений. Долгие годы зубрежки и невозможность пропускать семинары и лекции, многочасовые домашние работы каждый день – это основа всего в медицине.

Рецепт поступления в медицинский:,
от 90 баллов на ЕГЭ по биологии,
от 90 баллов по химии,
от 90 баллов по русскому.
Готовиться каждый день.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Рецензии и отзывы на книгу «Биология. Методическое пособие для поступающих в медицинские вузы» Маркина, Порадовская, Оборотистов

Содержание и некоторые страницы. Пособие поможет в экспресс-повторении курса биологии, а также полно и логично построить устный ответ при сдаче зачетов, экзаменов, прохождении собеседования.

  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Книги с автографом
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Образовательные комиксы
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Педагогика
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
    • Экономика. Бизнес
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Коррекционная педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Рекомендации · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все игрушки
  • Детское творчество
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»
    • Все товары раздела
    • Витражная роспись
    • Гравюры
    • Другие виды творчества
    • Конструирование из бумаги и другого материала
    • Лепка
    • Наборы для рукоделия
    • Наклейки детские
    • Панч-дыроколы фигурные
    • Работаем с воском, гелем, мылом
    • Работаем с гипсом
    • Работаем с деревом
    • Скрапбук
    • Сопутствующие товары для детского творчества
    • Творческие наборы для раскрашивания
    • Фрески
  • Игры и Игрушки
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
    • Все товары раздела
    • Все для праздника
    • Головоломки
    • Детские сувениры
    • Детские часы
    • Другие виды игрушек
    • Игрушки для самых маленьких
    • Игры для активного отдыха
    • Игры с мишенью
    • Книжки-игрушки
    • Конструкторы
    • Куклы и аксессуары для кукол
    • Кукольный театр
    • Магнитные буквы, цифры, игры
    • Машинки и Транспорт
    • Музыкальные инструменты
    • Мягкие игрушки
    • Наборы для тематических игр
    • Настольные игры
    • Научные игры для детей
    • Пазлы
    • Роботы и трансформеры
    • Ростомеры
    • Сборные модели
    • Фигурки
    • Электронные игры
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для пропусков и удостоверений
    • Обложки для студенческих билетов
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетные палочки
    • Канцелярские наборы
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, сумки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
    • Школьные наборы
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все CD/DVD
  • Аудио
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Аудио»
    • Все товары раздела
    • Аудиокниги
    • Музыка
    • Религия
  • Видео
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Видео»
    • Все товары раздела
    • Документальные фильмы
    • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
    • Мультфильмы
    • Познавательные фильмы
    • Художественные фильмы
    • Эротика
    • Юмор
  • Софт
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Софт»
    • Все товары раздела
    • Игры
    • Иностранные языки
    • Мультимедиа для школьников и студентов
    • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
    • Руководства, справочники и энциклопедии
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные пакеты
    • Постеры
    • Праздничные акссесуары
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Весь клуб
  • Журнал
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас
    • Детский навигатор
    • Новости Лабиринта
    • Книжные обзоры
    • Рецензии читателей
    • Рекомендации
    • Литературные журналы
  • Скидки и подарки
    • Назад в «Клуб»
    • Акции
    • Бонус за рецензию
  • Только у нас
    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги
    • Подарочные сертификаты
    • Эксклюзивы
    • Книги с автографом
    • Предзаказы
  • Развлечения
    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты
    • Конкурсы
  • Лабиринт — всем
    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство
    • Благотворительность
  • Лабиринт для iOS
  • Лабиринт для Android

  • Перейти к отложенным
  • Убрать из отложенных

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Органическая химия. Часть 3: Учебно-методическое пособие

Шмырева Ж.В., Пономарева Л.Ф., Крысин М.Ю.

Учебно-методическое пособие по органической химии подготовлено на кафедре органической химии химического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 3, 4 курса дневного и 4 курса вечернего отделения химического факультета.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Основы стереохимии: Учебное пособие

Методическая разработка для студентов химических, биологических и медицинских факультетов университетов. Во введении описываются стереохимические особенности атома углерода. В последующих разделах рассматриваются типы изомерии органических соединений, методы получения стереоизомеров, стереохимические особенности реакций. Пособие включает указатель терминов, контрольные задачи, упражнения и ответы к ним.

Другие публикации:  Каско ремонт на стоа по выбору страхователя

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Практические работы по органической химии: Учебное пособие

В настоящее пособие включены синтезы органических соединений в соответствии с программой по органической химии для студентов III курса. Список синтетических задач пособия составлен с учетом возможностей практикума по органической химии химического факультета МГУ. В сборник включено много вновь разработанных или измененных методик. Изменения и добавления в руководство вносились на основании многолетнего опыта преподавателей кафедры органической химии.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Теоретическая стереохимия: Глава из книги «Органическая химия. Углубленный курс»

Стереохимия изучает влияние пространственного строения молекул на химические и физико-химические свойства соединений. Стереохимия — это «химия в пространстве»; она имеет свой собственный подход к изучению молекул, собственную теоретическую базу, специальную терминологию для описания стереохимических явлений, ее методы применимы ко всем без исключения молекулярным объектам: органическим, неорганическим, металлоорганическим. Представлена посвященная стереохимии глава из книги «Органическая химия. Углубленный курс». Данный курс читается проф. К.П. Бутиным для студентов Высшего химического колледжа при РАН.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;

Фенолы и хиноны: Учебное пособие

Пособие для студентов III курса химического факультета МГУ включает разделы: Фенолы (Введение); Получение фенолов; Свойства фенолов; Хиноны (получение, химические свойства хинонов).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Методы органического синтеза: галогенирование, сульфирование: Учебно-методическое пособие для вузов

Моисеева Л.В., Пономарева Л.Ф.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре органической химии химического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 3, 4 курса дневного и 4 курса вечернего отделений химического факультета.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Практикум по органической химии: Учебное пособие

Теренин В.И., Ливанцов М.В., Ливанцова Л.И., Матвеева Е.Д., Ивченко П.В., Нифантьев И.Э.

Учебное пособие по общему курсу органической химии составлено на основе многолетнего опыта работы студенческого практикума по органической химии химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Содержит методики синтеза органических соединений различных классов. Изложены общие правила и методы работы в органическом практикуме, даны общие указания по интерпретации спектров ЯМР 1Н и 13С синтезируемых соединений.
Для студентов, аспирантов и преподавателей химических вузов, а также научных работников.
Представлены оглавление, предисловие и вводная часть книги.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее; Послевузовское;

Перициклические реакции и орбитальная симметрия: Учебное пособие

Старостина Т.И., Зиновьева Т.И.

В данном учебном пособии рассмотрен особый тип реакций — перициклические реакции, протекающие без образования промежуточных реакционных частиц. Дана классификация этих реакций, и рассмотрены возможности протекания их термическим или фотохимическим путем с помощью методов анализа орбитальной симметрии, а именно, метода граничных орбиталей, метода корреляционных диаграмм, с использованием концепции «переходного ароматического состояния», а также правил Вудворда-Гофмана. Рассмотрены также вопросы построения и симметрии молекулярных орбиталей некоторых полиенов. Приведены контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов.
Электронное учебное пособие предназначено для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 020100 «Химия» и специальностям 020101 «Химия», 020801 «Экология», 240306 «Химическая технология монокристаллов, материалов и изделий электронной техники», изучающих курс «Органическая химия», а также может быть полезно аспирантам кафедры органической химии.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Биоорганическая химия: Учебное пособие

Братцева И.А., Гончаров В.И.

В учебном пособии представлены основные теоретические положения тем: «Основы строения и реакционной способности органических соединений», «Гетерофункциональные и гетероциклические соединения», «Биополимеры и их структурные компоненты», задания для самостоятельного контроля, графы логических структур.
Учебное пособие составлено в связи с требованиями государственного образовательного стандарта и учебных планов, предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских вузов.
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Атлас спектров ЯМР: Учебно-методическое пособие

Колтунов К.Ю., Головин А.В., Ельцов И.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-го курса факультета естественных наук специальности «Химия» и «Биология», а также для студентов 2-го курса медицинского факультета, проходящих практикум по органической химии. Содержит спектры ЯМР некоторых базовых органических соединений а также ряда соединений, синтезируемых в рамках практикума, интерпретацию спектров с отнесением сигналов относительно структурной формы соединения.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Общая биология. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы

Биология (от греч. bios– жизнь + logos – слово, учение) – наука, которая изучает жизнь как явление, занимающее особое место в мироздании. Вместе с другими науками, исследующими природу (физикой, химией, астрономией, геологией и т. д.), она относится к числу естественных наук. Обычно выделяют в самостоятельную группу еще и гуманитарные науки (изучающие закономерности существования и развития человека, человеческого общества); к ним относятся социология, психология, антропология, этнография и др.

Феномен человека (как биосоциального существа) интересует и естественные, и гуманитарные науки. Но биология выполняет особенную роль, будучи связующим звеном между ними. Такое заключение основано на современных представлениях о развитии природы, которое привело к появлению жизни. В процессе же эволюции живых организмов возник человек, обладающий качественно новыми свойствами – разумом, речью, способностью к творческой деятельности, общественным образом жизни и т. д.

Существование и развитие неживой природы подчинено физико-химическим законам. С появлением живых организмов начинают осуществляться биологические процессы, имеющие принципиально иной характер и подчиняющиеся иным закономерностям – биологическим. Однако важно отметить, что сохраняются наряду с этим и физико-химические процессы, которые лежат в основе возникающих (качественно иных и своеобразных) биологических явлений.

Специфические качества и социальные свойства человека не исключают его природной принадлежности. В человеческом организме осуществляются (как у всех живых существ) и физико-химические, и биологические процессы. Однако полноценно индивид может развиваться лишь в обществе, в общении с другими людьми. Только так осваивается речь и приобретаются знания, умения, навыки. Коренное отличие здесь заключается в том, что существование и развитие человечества базируется на его способности к познанию, к накоплению знаний из поколения в поколение, к производительной деятельности.

Поистине грандиозные достижения науки, в том числе и биологии, в XX в. существенно расширили и углубили наши представления как о единстве природы и человека, так и о их сложных взаимоотношениях. Например, данные экологии показали, что живые организмы, в том числе и человек, не только зависимы от природы, но и сами выступают в роли мощного фактора, воздействующего и на нее, и даже на космос. Это касается, в частности, атмосферы Земли, формирования обширных геологических пластов, образования островных систем и т. п. Человечество в настоящее время оказывает самое сильное воздействие на живую и неживую природу планеты.

Биология сегодня представляет собой комплекс наук, изучающих разнообразные живые существа, их строение и функционирование, распространение, происхождение и развитие, а также природные сообщества организмов, их связи друг с другом, с неживой природой и человеком.

Помимо общепознавательного значения биология играет огромную роль для человека, издавна служа теоретической основой медицины, ветеринарии, агрономии, животноводства.

Большое значение имеют различные биологические науки и в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Только на научной основе возможно решать такие задачи, как рациональное использование природных ресурсов, щадящее отношение к окружающему нас миру, грамотная организация природоохранной деятельности.

«Общая биология» – это предмет, представляющий собой важнейший этап биологического образования учеников средней школы. Он опирается на те знания, навыки и умения, которые были уже приобретены при изучении ботаники, зоологии, биологии человека.

Начиная с 6–го класса вы знакомились с разными группами живых организмов: вирусами, бактериями, грибами, растениями, животными. Вы узнали об их строении и функционировании, разнообразии форм, распространении и т. п. В 8–м классе предметом занятий по биологии стали человек и его специфика как биосоциального существа.

Общая биология, в отличие от других специализированных дисциплин, рассматривает, о чем говорит и само название, общие (для всех живых организмов) своеобразные свойства и качества всего живого, общие закономерности организации, жизнедеятельности, развития, присущие всем формам жизни.

Глава 1. Сущность жизни

§ 1. Определение жизни и фундаментальные свойства живого

Одной из задач, стоящих перед любой наукой, служит необходимость создания определений,т. е. кратких формулировок, дающих, однако, полное представление о сущности объекта или явления. В биологии имеются десятки вариантов определений жизни, но ни одно из них не удовлетворяет сразу двум названным выше требованиям. Либо определение занимает 2–3 страницы книги, либо из него оказываются «выпавшими» какие-то важные характеристики живого.

Жизнь в ее конкретных проявлениях на Земле представлена многообразными формами организмов. Согласно современным биологическим знаниям, можно выделить совокупность свойств, которые следует признать общими для всех живых существ и которые отличают их от тел неживой природы. Таким образом, к понятию жизнь мы придем путем постижения специфических свойств живых организмов.

Специфика химического состава. Различие между живым и неживым отчетливо проявляется уже на уровне их химического состава. Очень часто можно встретить словосочетание «органическая природа» как синоним «живой природы». И это совершенно справедливо. Все органические вещества создаются в живых организмах в процессе их жизнедеятельности. Как говорят специалисты, они биогенные (т. е. созданы живыми существами). Более того, именно органические вещества и определяют возможность существования самих живых организмов. Так, например, нуклеиновые кислоты содержат наследственную (генетическую) информацию; белки определяют строение, обеспечивают движение, регуляцию всех жизненных процессов; сахара (углеводы) выполняют энергетические функции и т. д. На Земле не известно ни одного живого существа, которое не представляло бы собой совокупность белков и нуклеиновых кислот.

Органические вещества имеют более сложные молекулы, чем неорганические, и характеризуются бесконечным разнообразием, что в значительной мере, как мы увидим далее, определяет многообразие живых организмов.

Структурная организация живых существ. Еще в младших классах, на уроках ботаники и зоологии, вам рассказывали, что учеными Т. Шванном и М. Шлейденом (1839 г.) была сформулирована клеточная теория строения всех растений и животных. Клетка с тех пор признается структурно-функциональной единицей любых живых существ. Это означает, что их тела построены из клеток (есть и одноклеточные) и осуществление жизнедеятельности организма определяется процессами, протекающими внутри самих клеток. Вспомните также, что клетки всех растений и животных сходны по своему строению (имеют мембрану, цитоплазму, ядро, органоиды).

Но уже на этом уровне проявляется структурная сложность организации живого. В клетке существует множество разнообразных компонентов (органоидов). Такая неоднородность ее внутреннего состава обеспечивает возможность осуществлять одновременно сотни и тысячи химических реакций в столь маленьком пространстве.

То же самое характерно и для многоклеточных организмов. Из множества клеток образуются различные ткани, органы, системы органов (выполняющие разные функции), которые вместе составляют сложную и неоднородную целостную систему – живой организм.

Обмен веществ у живых организмов. Всем живым организмам присущ обмен веществами и энергией с окружающей средой.

Другие публикации:  Законы о природопользовании рф

Ф. Энгельс еще в конце XIX в. выделил это свойство живого, глубоко оценив его значение. Предлагая свое определение жизни, он писал:

Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка.

Далее Ф. Энгельс уточнял:

И у неорганических тел может происходить обмен веществ… Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования.

В этом процессе живой организм получает вещества, необходимые ему как материал для роста, восстановления разрушенных («отработавших») компонентов и как источник энергии для обеспечения жизнедеятельности. Образующиеся же вредные или ненужные организму вещества (углекислый газ, мочевина, вода и др.) выводятся во внешнюю среду.

Самовоспроизведение (размножение) организмов. Размножение – воспроизведение себе подобных – важнейшее условие продолжения жизни. Отдельный организм смертен, срок его жизни ограничен, а размножение обеспечивает непрерывность существования видов, с избытком компенсируя естественное отмирание особей.

Наследственность и изменчивость.

Наследственность – способность организмов передавать из поколения в поколение всю совокупность признаков, обеспечивающих приспособленность организмов к среде их обитания.

Она обеспечивает сходство, подобие организмов разных поколений. Неслучайно синонимом размножения служит слово самовоспроизведение. Особи одного поколения порождают особей нового поколения, подобных себе. Сегодня хорошо известен механизм наследственности. Наследственная информация (т. е. информация о признаках, свойствах и качествах организмов) зашифрована в нуклеиновых кислотах и передается из поколения в поколение в процессе размножения организмов.

Очевидно, что при «жесткой» наследственности (т. е. абсолютном повторении родительских признаков) на фоне меняющихся условий внешней среды выживание организмов было бы невозможно. Не могли бы организмы осваивать и новые места обитания. Наконец, исключен был бы и эволюционный процесс – образование новых видов. Однако живым организмам присуща и изменчивость, под которой понимают их способность приобретать новые признаки и утрачивать прежние. Результатом оказывается разнообразие особей, принадлежащих к одному и тому же виду. Изменчивость может осуществляться как у отдельных особей во время их индивидуального развития, так и у группы организмов в ряду поколений при размножении.

Индивидуальное (онтогенез) и историческое (эволюционное; филогенез) развитие организмов. Любой организм в течение своей жизни (с момента его зарождения и до естественной смерти) претерпевает закономерные изменения, которые называются индивидуальным развитием. Происходит увеличение размеров и массы тела – рост, образование новых структур (иногда сопровождающееся разрушением ранее существующих – например, утрата хвоста головастиком и формирование парных конечностей), размножение и, наконец, завершение существования.

Эволюция организмов представляет собой необратимый процесс исторического развития живого, в ходе которого наблюдается последовательная смена видов как результат исчезновения ранее существующих и возникновения новых. По своему характеру эволюция прогрессивна, поскольку организация (строение, функционирование) живых существ прошла через ряд ступеней – доклеточные формы жизни, одноклеточные организмы, все усложняющиеся многоклеточные и так вплоть до человека. Последовательное усложнение организации ведет к повышению жизнеспособности организмов, их приспособительных возможностей.

Раздражимость и движение. Неотъемлемое свойство живых существ – раздражимость (способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать). Она проявляется в изменениях обмена веществ (например, при сокращении светового дня и понижении окружающей температуры осенью у растений и животных), в виде двигательных реакций (см. ниже), а высокоорганизованным животным (включая и человека) присущи изменения в поведении.

Характерная реакция на раздражение почти у всех живых существ – движение, т. е. пространственное перемещение всего организма или отдельных частей их тела. Это свойственно как одноклеточным (бактериям, амебам, инфузориям, водорослям), так и многоклеточным (практически всем животным) организмам. Подвижностью обладают и некоторые клетки многоклеточных (например, фагоциты крови животных и человека). Многоклеточные растения сравнительно с животными характеризуются малой подвижностью, однако и у них можно назвать особые формы проявления двигательных реакций. Активные движения у них встречаются двух типов: ростовые и сократительные. К первым, более медленным, относятся, например, вытягивания в сторону света стеблей растущих на окне домашних растений (вследствие одностороннего их освещения). Сократительные движения наблюдаются у насекомоядных растений (например, быстрое складывание листочков у росянки при ловле садящихся на нее насекомых).

Явление раздражимости лежит в основе реакций организмов, за счет чего поддерживается их гомеостаз.

Гомеостаз – это способность организма противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды (поддержание определенной температуры тела, кровяного давления, солевого состава, кислотности и т. д.).

Благодаря раздражимости организмы обладают способностью к адаптации.

Под адаптацией понимается процесс приспособления организма к определенным условиям внешней среды.

Завершая раздел, посвященный определению фундаментальных свойств живых организмов, можно сделать следующее заключение.

Отличие живых организмов от объектов неживой природы состоит не в наличии каких-то «неуловимых», сверхъестественных свойств (все законы физики и химии верны и для живого), а в высокой структурной и функциональной сложности живых систем. Эта особенность включает все рассмотренные выше свойства живых организмов и делает состояние жизни качественно новым свойством материи.

§ 2. Уровни организации живого

К 1960–м гг. в биологии сложилось представление об уровнях организации живого как конкретном выражении усложняющейся упорядоченности органического мира. Жизнь на Земле представлена организмами своеобразного строения, принадлежащими к определенным систематическим группам (вид), а также сообществам разной сложности (биогеоценоз, биосфера). В свою очередь, организмы характеризуются органной, тканевой, клеточной и молекулярной организацией. Каждый организм, с одной стороны, состоит из специализированных подчиненных ему систем организации (органов, тканей и т. д.), с другой – сам является относительно изолированной единицей в составе надорганизменных биологических систем (видов, биогеоценозов и биосферы в целом). Уровни организации живой материи представлены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни организации живого

На всех из них проявляются такие свойства жизни, как дискретность и целостность. Организм состоит из различных компонентов – органов, но одновременно благодаря их взаимодействию он целостен. Вид также представляет собой целостную систему, хотя его образуют отдельные единицы – особи, однако их взаимодействие и поддерживает целостность вида.

Существование жизни на всех уровнях обеспечивается структурой низшего ранга. Например, характер клеточного уровня организации определяется субклеточным и молекулярным уровнями; организменный – органным; тканевым, клеточным; видовой – организменным и т. д.

Следует особо отметить большое сходство единиц организации на низших уровнях и все возрастающее различие на высших уровнях (табл. 1).

Характеристика уровней организации живого

Глава 2. Многообразие организмов и основы биологической классификации

§ 1. Принципы классификации живых организмов

Живой мир нашей планеты бесконечно разнообразен и включает огромное число видов организмов, что видно из табл. 2.

Число видов основных групп живых существ

В действительности, как считают специалисты, на Земле сегодня обитает вдвое больше видов, чем известно науке. Ежегодно в научных публикациях описываются сотни и тысячи новых видов.

Человек всегда был окружен множеством разных живых существ. Более того, он был и остается существенно зависимым от организмов, дающих ему пищу, необходимое сырье и материалы, лечебные средства. Но многие виды опасны и вредны для человека – это хищники, ядовитые организмы, паразиты – возбудители заболеваний домашних животных и людей, вредители сельскохозяйственных культур. Поэтому с ранних этапов существования человеку требовалось познавать живые организмы, их специфические свойства, признаки, образ существования. А главное, прежде всего научиться различать виды и уметь ориентироваться в их многообразии.

В процессе познания многочисленных предметов (объектов, явлений), сравнивая их свойства и признаки, люди производят классификацию. Затем сходные (подобные, похожие) объекты объединяются в группы. Разграничение групп базируется на различиях между изучаемыми предметами. Таким образом строится система, охватывающая все изученные объекты (например, минералы, химические элементы или организмы) и устанавливающая отношения между ними.

Систематика как самостоятельная биологическая дисциплина занимается проблемами классификации организмов и построением системы живой природы.

Попытки классифицировать организмы предпринимались еще в античные времена. Долгое время в науке существовала система, разработанная Аристотелем (IV в. до н. э.). Он подразделял все известные организмы на два царства – растения и животные, используя в качестве отличительных признаков неподвижность и нечувствительность первых по сравнению со вторыми. Кроме того, Аристотель разделял всех животных на две группы: «животные с кровью» и «животные без крови», что в целом соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных. Далее он выделял ряд более мелких группировок, руководствуясь разными отличительными признаками.

Конечно, с позиций современной науки система Аристотеля кажется несовершенной, но необходимо учитывать уровень фактических знаний того времени. В его работе описывается всего лишь 454 вида животных, да и возможности методов исследований были весьма ограниченными.

На протяжении почти двух тысячелетий накапливался описательный материал в ботанике и зоологии, который обеспечил развитие систематики в XVII–XVIII вв., что нашло свое завершение в оригинальной системе организмов К. Линнея (1707–1778), получившей широкое признание. Опираясь на опыт предшественников и новые факты, обнаруженные им самим, Линней заложил основы современной систематики. Его книга, изданная под названием «Система природы», была опубликована в 1735 г.

За основную единицу классификации Линней принял вид; он ввел в научный обиход такие понятия, как «род», «семейство», «отряд» и «класс»; сохранил разделение организмов на царства растений и животных. Предложил введение бинарной номенклатуры (которая используется в биологии до сих пор), т. е. присвоение каждому виду латинского названия, состоящего из двух слов. Первое – существительное – название рода, объединяющего группу близких видов. Второе слово – обычно прилагательное – название собственно вида. Например, виды «лютик едкий» и «лютик ползучий»; «карась золотой» и «карась серебряный».

Позднее, в начале XIX в., Ж. Кювье ввел в систему понятие «тип» как высшую единицу классификации животных (в ботанике – «отдел»).

Особое значение для формирования современной систематики имело появление эволюционного учения Ч. Дарвина (1859 г.). Научные системы живых организмов, созданные в додарвиновский период, были искусственными. Они объединяли организмы в группы по сходным внешним признакам достаточно формально, не придавая значения их родственным связям. Идеи Ч. Дарвина снабдили науку методом построения естественной системы живого мира. Это означает, что та должна базироваться на каких-то сущностных, основополагающих свойствах классифицируемых объектов – организмов.

Попробуем в качестве аналогии построить «естественную систему» таких объектов, как книги, на примере личной библиотеки. При желании мы можем расставить книги на полках шкафов, группируя их либо по формату, либо по цвету корешков. Но в этих случаях будет создана «искусственная система», так как «объекты» (книги) классифицируются по второстепенным, «несушностным», свойствам. «Естественной» же «системой» будет библиотека, где книги сгруппированы в соответствии с их содержанием. В этом шкафу у нас научная литература: на одной полке книги по физике, на другой – по химии и т. д. В другом шкафу – художественная: проза, поэзия, фольклор. Таким образом, мы осушествили классификацию имеюшихся книг по главному свойству, сушностному качеству – их содержанию. Имея теперь «естественную систему», мы легко ориентируемся во множестве разнообразных «объектов», ее образуюших. А приобретя новую книгу, легко найдем ей место в конкретном шкафу и на соответствуюшей полке, т. е. в «системе».