Приказ об уплате ндс

Оглавление:

Приказ об уплате ндс

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу в соответствии с Приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 2 мая 2012 года №229

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 июля 2010 года №351

Об утверждении Правил освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, временно ввозимых на территорию Республики Казахстан

(по состоянию на 25 февраля 2011 года)

В соответствии со статьей 276-15 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, временно ввозимых на территорию Республики Казахстан, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в средствах массовой информации.

3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 года.

Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 июля 2010 года №351

Правила освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость товаров, временно ввозимых на территорию Республики Казахстан

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 276-15 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и определяют порядок освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при временном ввозе товаров, в том числе транспортных средств, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза.

2. В целях настоящих Правил:

1) временный ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза (далее — временный ввоз) — ввоз товаров, в том числе транспортных средств, с обязательством о последующем вывозе с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;

2) обязательство — обязательство о последующем вывозе с территории Республики Казахстан временно ввезенных товаров, в том числе транспортных средств;

3) отчет — отчет об исполнении обязательства.

3. Освобождение от уплаты НДС при временном ввозе товаров, в том числе транспортных средств, на территорию Республики Казахстан предоставляется при одновременном выполнении следующих условий:

Приказ об уплате ндс

Среди многообразия налогов и сборов, предназначенных для обязательного исчисления субъектами хозяйственной деятельности, НДС занимает особенное место. Специфика этого налога состоит и в сложности его правильного расчета, и в неоднозначности трактовки положений главы 21 Налогового кодекса, подвергающейся регулярным изменениям.

За 25 лет, прошедших после введения Закона «О налоге на добавленную стоимость», многие правовые нормы, касающиеся НДС, подвергались серьезному пересмотру.

Но на протяжении последних 10 лет стабильными остаются действующие ставки налога, перечисленные в 164 статье НК РФ.

На заметку! Рассчитать сумму налога можно на специальном калькуляторе НДС.

Когда и у кого возникает обязанность уплаты НДС

Определения, которые дает НК РФ, фиксируют непременное участие в формировании бюджета за счет НДС в конкретных ситуациях:

  • оказание услуг, продажа/передача товара или права на пользование активами в рамках заключенного в любой форме соглашения;
  • выполнение строительных, монтажных или приравненных к ним работ;
  • перечисленные выше работы, услуги или передача ценностей для персонального использования;
  • ввоз из-за границы товаров или изделий.

Субъектами для обязательной уплаты НДС являются:

  • организации либо ИП, занимающиеся коммерцией или производством, применяющие ОСНО;
  • некоммерческие фирмы – в случае реализации прав на имущество;
  • банковские и страховые структуры;
  • обособленные подразделения и филиалы организаций, проводящие реализацию услуг или продукции;
  • таможенные посредники.

Зачем нужен НДС

Само наименование налога подразумевает, что в бюджет изымается доля от добавленной стоимости, возникающая на всех этапах реализации собственной продукции, закупленных для перепродажи товаров или оказанных услуг. Так реализуется основная функция НДС – фискальная.

Если проследить цепочку от производителя товара до его конечного покупателя, то окажется, что процесс перекладывания налога закончится только в момент приобретения товара потребителем, оказавшимся последним в этой схеме. Регулирующая функция НДС проявляется в формировании потребительского рынка, поскольку реальным плательщиком налога выступает не ООО или ИП, а живой покупатель.

НДС как регулятор рынка потребления, не может быть слишком высоким, поскольку в этом случае из-за чрезвычайно высокой цены спрос на товары и услуги будет падать. Этот фактор неизменно приведет к ослаблению экономического положения как отдельных субъектов предпринимательства, так и отраслей в целом.

Ст. 164 НК РФ определила применение нескольких процентных ставок налога – 0%, 18% и 10%. Закон четко прописал случаи возможного применения той или иной налоговой ставки. Помимо этого, налоговое законодательство оговаривает обстоятельства, когда сумма НДС исчисляется расчетным путем.

Обложение налогом по нулевой ставке предусмотрено для ООО или ИП, занимающихся четко определенными видами деятельности:

  • передача энергоресурсов за пределы России;
  • международные перевозки грузов и пассажиров с багажом;
  • транспортирование газа и нефти;
  • переправление пассажиров и грузов в железнодорожных вагонах, находящихся на балансе организации;
  • услуги, оказываемые водными видами транспорта;
  • работы, связанные с космической деятельностью;
  • авиаперевозки людей и багажа в Крым и Севастополь в период с марта по декабрь;
  • перемещение товаров через российскую границу.

Важно: Для правомерного использования нулевой ставки НДС должен составляться договор транспортной экспедиции вместо стандартного соглашения о перевозке товаров.

Налоговые органы дают возможность субъектам, которые в декларациях указали выручку от льготных таможенных операций по ставке 0%, в течение полугода подтвердить свое право соответствующими документами. К ним относятся:

  • ксерокопии контрактов с иностранными партнерами;
  • товарные или грузосопроводительные накладные;
  • реестр таможенных деклараций либо отдельные декларации.

Полугодовой период для сбора подтверждающих документов начинает свой отсчет с момента, когда груз пересекает границу и на сопроводительных бумагах ставится соответствующая пометка.

Если налогоплательщик не предоставит в налоговую структуру установленный пакет документов, то выручка от оказания международных транспортных услуг будет облагаться по стандартной ставке в 18%.

Варианты использования пониженной ставки в 10%

10%-ная налоговая ставка по НДС используется в тех случаях, когда продаже подлежат строго определенные товарные категории социальной направленности и лишь один вид услуг – авиаперевозки по территории страны.

НК разрешает применение сниженной налоговой ставки по НДС при реализационных операциях со следующей продукцией:

  • продовольственная группа товаров, исключая деликатесные продукты;
  • подкатегория детских товаров, кроме обуви для занятий спортом;
  • канцтовары школьного предназначения;
  • периодическая пресса, учебники и научная литература;
  • товары, имеющие отношение к медицине.

Именно вопрос правомочности отнесения к льготной группе со сниженной ставкой НДС вызывает наибольшее количество вопросов у налогоплательщиков и у фискальных органов.

Как проверить законность 10%-ной ставки НДС

Если товар приобретается для перепродажи, то вопросов с возможность применения пониженной ставки НДС, как правило, не возникает. Вся продукция поступает по сопроводительным документам, в том числе и по счетам-фактурам, где указана применяемая ставка налогообложения.

Сложнее обстоит дело, когда ООО или ИП самостоятельно производит товарную продукцию, которая по формальным признакам подпадает под льготное обложение НДС. В таких ситуациях целесообразно придерживаться нормативной документации – перечней товарных кодов, установленных соответствующими Постановлениями Правительства в последней редакции.

В этих реестрах указываются коды и наименования товарных групп из льготного списка налогообложения. Код ОКП подбирается в Общероссийском классификаторе и подтверждается сертификатом или декларацией соответствия.

Следует знать: Если производитель не может найти в перечне кодов реализуемый товар, то разумнее будет указать общую ставку НДС – 18%. В противном случае есть риск доначисления налога при проведении проверки фискальными органами.

Когда налоговая инспекция может отказать в применении льготной ставки НДС

При реализации комплектов, в которых содержатся группы товаров с различающейся ставкой НДС, применение пониженного процента может привести к возникновению обоснованных претензий со стороны налогового органа.

Для повышения продаж торгующие организации нередко используют схему продаж самостоятельно скомплектованных наборов, где товары облагаются НДС по различным ставкам. К примеру, накануне новогодних каникул в продаже появляется огромное количество детских подарков, в которых соседствуют конфеты и игрушки. Кондитерские изделия (конфеты) подлежат налогообложению НДС в размере 18%, а детские игрушки относятся к льготной группе товаров.

Использование 10%-ной ставки НДС на подарочный новогодний набор при формировании цены Минфин и ФНС относит к неправомерному действию, поскольку в перечне кодов Правительства РФ № 597 от 18/06/2012 не содержится подобная позиция.

Аналогичная ситуация может возникнуть, например, при продаже специализированных журналов с предоставлением дополнительной услуги – доступа к веб-ресурсу или электронному носителю. Применять ставку в 10%, которой облагается печатная продукция, в этом случае можно только непосредственно к журналу. Услуга виртуального информационного издания должна облагаться по стандартной ставке в 18%.

Имейте в виду! Чтобы избежать налоговых претензий при продаже наборов с разными процентными ставками НДС целесообразно в документах и на ценнике указывать отдельные товарные позиции, входящие в комплект.

Другие публикации:  Федеральный закон о гербе флаге гимне

Реализация хлебобулочных изделий производится с использованием сниженной ставки НДС 10%. При обновлении номенклатуры выпускаемой продукции следует осторожно относиться к наименованию новых изделий. Например, термин «пицца» отсутствует в перечне ОКП, поэтому, несмотря на фактическое соответствие букве закона, по формальным причинам производитель при продаже пиццы должен применять ставку в 18%.

Вывод: Выбирать наименование для новой продукции, для которой планируется применение льготной ставки НДС, целесообразно, максимально приближаясь к терминам, используемым в нормативных документах – перечнях ОКП, утвержденных Правительством РФ.

Простые названия не дадут оснований налоговым органам отказать в использовании пониженной налоговой ставки.

Как правильно применять расчетную ставку НДС

Использование расчетной ставки НДС – 18%/118% или 10%/110% – оговаривается в ст.164 п.4 НК РФ и допускается в следующих ситуациях:

  • при выставлении счета-фактуры на полученную предварительную оплату;
  • при исчислении НДС налоговым агентом;
  • при использовании договора цессии (уступки денежных требований).

Расчет предполагает, что в сумме полученного аванса или принимаемого денежного требовании уже заложена сумма налога, которую следует вычислить путем простых арифметических действий.

Самым частым вариантом вычленения суммы НДС является составление счета-фактуры на полученный аванс.

Как не переплатить НДС с аванса

При выставлении счета-фактуры на предоплату, полученную в счет поставки товаров, облагаемых по разным ставкам (10% и 18%) налоговое ведомство настаивает на применении максимальной ставки – 18%/118%. Однако ООО или ИП не всегда заранее знает точный перечень товаров, который будет отгружаться в счет поступившего аванса.

В силу этого нередко возникает переплата по НДС, вернуть которую проблематично.

Право на вычет при поставке товара по ставке 10% чаще всего не будет одобрено налоговой инспекцией, поэтому налогоплательщику имеет смысл заранее отстаивать свою правду в судебном процессе. Надо сказать, что Арбитражные суда при рассмотрении подобных исков встают на сторону предприятия.

Важно знать: При реализации товара по разным ставкам НДС желательно в счетах на предоплату (или спецификации к договору поставки) группировать товары с одинаковой ставкой НДС.

Тогда налогоплательщик может на законных основаниях предъявлять налоговый вычет по соответствующей ставке, не прибегая к суду.

Ошибочное применение ставки НДС чревато для налогоплательщика доначислением налога и предъявлением существенных штрафов и пени.

Поскольку налоговое законодательство перманентно меняется, необходимо постоянно следить за нововведениями, касающимися НДС.

Приказ об уплате ндс

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Документ утратил силу в соответствии с Приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 2 мая 2012 года №229

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 16 июля 2010 года №349

Об утверждении Правил применения уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза

(по состоянию на 25 февраля 2011 года)

В соответствии со статьей 49-1 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила применения уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза.

2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в средствах массовой информации.

3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2010 года.

Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 июля 2010 года №349

Правила применения уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов таможенного союза

1. Правила применения уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза (далееПравила) разработаны в соответствии со статьей 49-1 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее — Закон о введении) и определяют порядок уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС) методом зачета по товарам, указанным в статье 49-1 Закона о введении, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза.

2. Уплата НДС методом зачета по товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов таможенного союза, осуществляется при выполнении следующих условий:

В декларацию по НДС планируется внести изменения

ФНС России опубликовала проект приказа, которым планируется актуализировать форму налоговой декларации по НДС в связи с принятием ряда законов. Для этих целей планируется внести поправки в некоторые приложения приказа ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС России) 1 .

В частности, в необходимых разделах декларации планируется указать ставку НДС 20%, которая будет применяться при исчислении НДС в отношении отгрузок с 1 января 2019 года. Например, сумму НДС, исчисленного по новой ставке, нужно будет указывать в разделе 9 «Сведения из книги продаж». Также с 1 января 2019 года исключается обязанность по исчислению НДС налоговым агентом, приобретающим электронные услуги у иностранных лиц, однако с 1 января 2018 года на налогового агента при реализации лома возложена обязанность по исчислению НДС. Соответствующие поправки будут внесены в приложение № 2 Приказа ФНС России.

Может ли налоговый орган отказать покупателю в вычете, если в 2019 году продавец в счет-фактуре исчислит НДС по ставке 18%? Узнайте из материала «Переход на применение ставки НДС 20% с 2019 года» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, введена система Tax Free (подп. 2.11 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса). В связи с этим в отношении услуги по компенсации сумм НДС физлицам – гражданам иностранного государства по ставке 0%, планируется добавить код операций 1011431.

Предусмотрены новые необлагаемые НДС операции. Например, по операциям реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования, предусмотрен код операции 1011201.

Таким образом, налогоплательщики смогут исполнить надлежащим образом обязанности по исчислению и уплате НДС.

1 С текстом проекта приказа «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/10-18/00084729).

Реквизиты для уплаты НДС в платежке в 2018-2019 годах: как заполнять?

Определяем исходные данные платежа

Рассмотрим конкретный пример: ООО «Сигма» по итогам 3-го квартала 2018 года должно заплатить в бюджет 1 260 000 рублей НДС. Декларация по этому налогу подписана и сдана в ИФНС 23 октября 2018 года.

  1. Всю начисленную к уплате по декларации сумму НДС надо разбить на три равные части (по 420 000 руб.) и вносить каждый платеж не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (для НДС — кварталом).
  2. Первый платеж необходимо произвести не позднее 25 октября 2018 года. Бухгалтер ООО «Сигма» заполнил платежное поручение 24 октября и передал его в банк. Сумма НДС к уплате — 420 000 руб.
  3. Реквизиты получателя данного платежа бухгалтер получил, согласно подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ и п. 2 приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н, в налоговой инспекции по месту регистрации в качестве налогоплательщика. Здесь доступны следующие сведения: банк получателя, БИК, ИНН, КПП, счет банка получателя, наименование получателя.

Как заполнять поля, характеризующие платеж

Информация, касающаяся налогового платежа, отражается в поручении таким образом:

  • Поле 5 заполняется по данным, полученным от банковского учреждения, обслуживающего налогоплательщика. ООО «Сигма» таких сведений не получила, поэтому бухгалтер ничего здесь не проставляет.
  • Поле 15, в котором должна содержаться информация о номере счета банка получателя, не заполняется, поскольку получатель — орган Федерального казначейства, обслуживаемый непосредственно ЦБ РФ (приложение 1 к утвержденному Банком России Положению «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П).
  • В поле 21 «Очередность платежа» указывается значение «5». Здесь проставляется очередность платежа, установленная законодательством (приложение 1 к утвержденному Банком России Положению «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П). Текущим платежам соответствует 5-я очередь (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
  • В поле 22 «Код» указывается показатель «0». Это значение проставляется в поле, если налог исчисляется организацией самостоятельно в соответствии с налоговыми декларациями или расчетами (разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации»). Вообще же это поле, согласно п. 12 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н, предназначено для отражения значений уникального индикатора начисления. Это значение оказывается отличным от «0», когда платеж осуществляется по требованию, выставленному налоговым органом. Нужный код будет указан в требовании.
  • В поле платежного поручения 24 «Назначение платежа» делается запись: «1/3 часть НДС за 1-й квартал 2017 года (срок уплаты — не позднее 25.04.2017)».

В последнем поле содержится информация, позволяющая точно идентифицировать платеж. В приложении 1 к положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П и в п. 13 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н отмечено, что здесь следует указывать:

  • название налога;
  • налоговый период, по итогам которого платится налог.
Другие публикации:  Госпошлина за постановку на учет маломерного судна

В этом поле можно привести и дополнительную информацию по НДС, например, крайний срок уплаты налога.

Как заполнять поля, оформляемые только при перечислении налогов

Платежные документы, предназначенные для уплаты налогов, имеют свои особенности заполнения, выраженные в том, что должны вноситься данные в следующие поля:

  • В поле 101 в правом верхнем углу документа указывается значение «01». Здесь приводится код статуса налогоплательщика, означающий в данном случае, что вносит НДС юридическое лицо. Для индивидуальных предпринимателей надо проставить значение «09» (абз. 2 приложения № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
  • В поле 104 указывается значение «18210301000011000110». Это код бюджетной классификации (КБК) — здесь он соответствует НДС, которым облагается реализация товаров на территории РФ (п. 5 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н, приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н).
  • В поле 105 указывается значение кода по ОКТМО (например, 45365000), присвоенного территории муниципального образования, на которой происходит мобилизация денежных средств от уплаты НДС в бюджет (п. 6 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). Примечательно, что понятие территории мобилизации денежных средств в законодательстве прямо не раскрыто, поэтому нужный код ОКТМО налогоплательщику лучше узнать в налоговой инспекции или на сайте ФНС России, где есть электронный сервис с названием «Узнай ОКТМО».
  • В поле 106 указывается значение «ТП», то есть эта сумма принадлежит к платежам текущего года (абз. 2 п. 7 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
  • В поле 107 указывается значение показателя налогового периода (для нашего примера — КВ.01.2017), в котором:
    • 1 и 2 знаки обозначают период платежей («КВ» — квартал);
    • 3 знак — разделительная точка:
    • 4 и 5 знаки обозначают номер квартала;
    • 6 знак — разделительная точка;
    • 7 – 10 знаки обозначают год, за который вносится налоговый платеж.
  • В поле 108 указывается значение «0», если производятся текущие платежи и в поле 106 указано значение «ТП» (абз. 13 п. 9 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). Здесь ставится показатель номера документа.
  • В поле 109 указывается значение даты подписания налоговой декларации по НДС, которая для нашего примера соответствует 17.04.2017 (абз. 2 п. 10 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). В обстоятельствах, при которых значение показателя определить невозможно (если, например, налог платится до представления декларации), в поле проставляется значение «0». Но пустым это поле оставлять нельзя (абз. 2 п. 4 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).
  • Поле 110 с 28.03.2016 не заполняется (п. 1.3 указания Банка России от 06.11.2015 № 3844-У).

Ошибки в платежном документе могут привести к тому, что налог будет сочтен неуплаченным. Подробнее о таких ошибках – в материале «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».

Пример заполнения платежного поручения на уплату НДС

Рассмотренные в статье особенности заполнения реквизитов позволят вам без ошибок сформировать платежку на уплату текущего платежа по НДС.

НДС 20 %: последствия для компании

Повышение ставки НДС – безусловно, самая значительная поправка 2019 года. Как она отразится на налогоплательщиках, каков переходный период? Эти вопросы сейчас занимают умы многих бухгалтеров. Мы расскажем о том, как быть с авансами, полученными в 2018 году, если отгрузка запланирована только в следующем году, дадим рекомендации сторонам длящихся договоров. Кроме того, вы узнаете, на чьи плечи ляжет повышение ставки налога в рамках госконтракта.

Ставка по НДС увеличена до 20 процентов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.08.2018 № 303-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Вступит в силу с 01.01.2019
Официальный интернет-портал правовой информации, 03.08.2018
«Российская газета» № 171, 07.08.2018

Примечание редакции:

Повышение ставки НДС будет действовать и в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым ценам. Таким образом, с нового года возрастет и сумма в платежке за коммунальные услуги. Это подтверждает и Минфин РФ в письме от 01.08.2018 № 03-07-11/53970.

По мнению чиновников, повышение ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы (письма от 02.08.2018 № 03-13-14/54406, от 02.08.2018 № 03-07-14/54365).

В связи с изменением ставки нетрудно предположить, что будут скорректированы форма декларации по НДС и книга продаж. Книга покупок останется неизменной, так как в ней ставка налога не указывается. Новшества должны заработать с I квартала 2019 года.

Применение 20-процентной ставки НДС не зависит от даты заключения договора

Минфин РФ подчеркнул, что исключения для поставок по договорам, заключенным до 01.01.2019, законодательством не предусмотрены.

Примечание редакции:

Таким образом, если отгрузка происходит с 2019 года, применяется ставка налога в размере 20 процентов. При этом неважно, что «авансовый» НДС рассчитывался по ставке 18/118. К вычету продавец может принять только фактически исчисленный налог, то есть из прежней ставки.

НДС 20 процентов: рекомендации сторонам сделки

Каким образом будет отражаться изменение ставки НДС до 20 процентов при расчетах между организациями?

Ответ. При оказании услуг применяется общее правило о моменте формирования облагаемой базы по НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговая база по НДС в этом случае определяется на наиболее раннюю из двух дат:

  • дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

То есть при оказании услуг обязанность определять налоговую базу возникает у исполнителя дважды – при получении предоплаты и при фактической реализации услуг.

Если заказчик оплатит стоимость услуг в полном объеме в 2018 году (100-процентная предоплата), то в этом случае исполнитель должен уплатить со всей суммы НДС в бюджет по ставке для авансовых платежей 18/118. Далее по факту оказания и приемки услуг у исполнителя будет возникать обязанность по принятию к вычету суммы уплаченного налога пропорционально периоду оказания услуг и уплате НДС в бюджет уже с реализации в 2019 году по ставке 20 процентов. Соответственно, сумма вознаграждения исполнителя со следующего года по договору ежемесячно будет уменьшена на 2 процента из-за повышения ставки налога.

Если же заказчик будет оплачивать услуги по факту их оказания, то также с 2019 года ежемесячное вознаграждение исполнителя будет меньше планируемого на 2 процента.

В любом случае в актах сдачи-приемки услуг, счетах-фактурах начиная с 01.01.2019 исполнитель обязан отражать НДС по ставке 20 процентов и уплачивать налог в бюджет по такой же ставке.

Из-за изменения ставки НДС именно на исполнителей и поставщиков ложится бремя уменьшения коммерческих доходов и увеличения налоговых платежей по договорам с фиксированной суммой оплаты.

Но следует учитывать, что при осуществлении предпринимательской деятельности стороны договора вправе изменить его условия соглашением, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ, другими законами или самим договором (п. ст. 450 ГК РФ). Так, стороны договора возмездного оказания услуг вправе изменить стоимость услуг либо срок их оказания. Для возможности компенсировать исполнителю повышенную налоговую нагрузку стороны по соглашению могут совершить следующие действия:

  • заключить допсоглашение к договору об увеличении стоимости услуг с 01.01.2019 на 2 процента и, соответственно, изменить общую цену договора;
  • заключить допсоглашение об уменьшении срока оказания услуг (то есть сократить период оказания за счет неизменности стоимости);
  • заключить допсоглашение о расторжении договора по соглашению сторон с 31.01.2018 и заключить новый договор со ставкой 20 процентов с 01.01.2019 (разделение договора на два по ставкам НДС 18 и 20 процентов).

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 13.09.2018

При продаже товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, корректировать договоры не нужно

  • освобождения от уплаты налога;
  • применения пониженной ставки налога в размере 10 процентов (данная ставка применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения).

ПИСЬМО Минфина РФ от 20.08.2018 № 03-04-05/58984

Примечание редакции:

Таким образом, если компания реализует товары, облагаемые по льготной НДС-ставке, то никаких сложностей с переходным периодом по НДС не будет.

Что делать при получении аванса в 2018 году и отгрузке после 01.01.2019

Ответ. Закон № 303-ФЗ и НК РФ не содержат порядка перехода по длительным договорам, заключенным в 2018 году, предусматривающим авансовые платежи, отгрузка товара по которым будет осуществлена в 2019 году.

По нашему мнению, поставщику следует провести анализ условий заключенных договоров на предмет формулировок о стоимости товаров и НДС.

Минфин РФ в письме от 20.04.2018 № 03-07-08/26658 разъяснил, что если в договоре нет суммы НДС, то следует руководствоваться п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Организации необходимо проанализировать условия договора и обстоятельства его заключения, в том числе деловую переписку.

Если в договоре не указано, что НДС в цену не включен, и это не следует из переписки с контрагентом, то налог заложен в цену, указанную в договоре. Тогда исчислить НДС следует расчетным методом. В противном случае НДС нужно начислить сверх цены дополнительно.

Аналогичное мнение высказано в письме ФНС РФ от 05.10.2016 № СД-4-3/18862: если из условий договора и иных обстоятельств, связанных с его заключением, следует, что его цена сформирована без учета НДС, то применяется обычная налоговая ставка.

В зависимости от условий заключенных договоров рассмотрим следующие ситуации:

1. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику определена договором с учетом НДС, например, «Стоимость составляет 1 180 рублей в том числе НДС 180 рублей»

Поставщик получил 100-процентный аванс в 2018 году и выставил счет-фактуру на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 180 рублей.

В этой ситуации при поставке товара в 2019 году ставка НДС исчисляется расчетным методом, и при увеличении ставки НДС уменьшается стоимость товаров. Поставщик выставляет счет-фактуру на поставку на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 20 процентов – 196,67 рубля. И принимает к вычету НДС с аванса в размере 180 рублей.

Другие публикации:  Частная собственность во франции

В свою очередь, покупатель должен восстановить НДС с аванса в размере 180 рублей. И принять к вычету НДС по ставке 20 процентов – 196,67 рубля.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации НДС увеличивается за счет поставщика.

2. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику указана без выделения НДС. Но из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, не следует, что налог не учтен в цене договора. Следовательно, НДС по умолчанию включен в цену договора. Поэтому из данной цены поставщик самостоятельно выделяет расчетным методом сумму НДС (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

В рассматриваемой ситуации, как и в первом случае, ставка НДС будет исчисляться расчетным методом, и при увеличении ставки НДС уменьшится стоимость товаров. НДС будет увеличиваться за счет поставщика.

3. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику указана без выделения НДС – 1 180 рублей. Но из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, следует, что налог не учтен в цене договора (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Поставщик получил 100-процентный аванс в 2018 году и выставил счет-фактуру на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 180 рублей.

В этой ситуации при поставке товара в 2019 году цена установлена без НДС, следовательно, надо начислить налог на 1 180 рублей сверху. Поставщик выставляет счет-фактуру на поставку на сумму 1 416 рублей, в том числе НДС 20 процентов – 236 рублей. И принимает к вычету НДС с аванса в размере 180 рублей.

В свою очередь, покупатель должен восстановить НДС с аванса в размере 180 рублей. И принять к вычету НДС по ставке 20 процентов – 236 рублей.

В этой ситуации общая стоимость товаров с учетом НДС изменяется на сумму дополнительного НДС, предъявляемого покупателю.

В связи с увеличением ставки НДС с 01.01.2019 до 20 процентов рекомендуем провести переговоры с покупателями по заключенным в 2018 году договорам. Если покупатель согласится на подписание дополнительного соглашения к договору, предусматривающего корректировку первоначальной цены договора на сумму увеличения НДС, то необходимо согласовать увеличение общей стоимости поставки, в том числе НДС 20 процентов, и сроки оплаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 09.08.2018

Как учесть повышение ставки НДС при возврате товара в 2019 году

Ответ. С 2019 года НДС облагается по ставке 20 процентов при возврате качественного товара, а также при возврате некачественного товара, принятого к учету у покупателя. Ставка НДС в данном случае не зависит от даты поставки.

Порядок обложения НДС у покупателя зависит от того, по какой причине товар возвращается.

1. Если возвращается качественный товар, то он облагается НДС как обычная реализация, поскольку право собственности на товар переходит от покупателя обратно продавцу. В результате покупатель становится продавцом и должен отразить данную операцию как реализацию товара (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Принятый к вычету НДС восстанавливать не нужно.

Для возврата товара в целях НДС необходимо определить момент возникновения налоговой базы. Так как возврат товара мы рассматриваем как реализацию, то этот момент по общим правилам – день отгрузки. Для расчета НДС умножаем налоговую базу на ставку налога. Ставка налога с 01.01.2019 будет увеличена с 18 до 20 процентов. Таким образом, при возврате товара покупателю с 01.01.2019 необходимо учитывать ставку НДС 20 процентов. Счет-фактура на возврат выставляется с соответствующий ставкой налога.

2. Если возвращается некачественный товар, то обложение НДС зависит от того, принял ли покупатель товары к учету. Если товары к учету приняты, то возврат облагается НДС так же, как и при обычной реализации. Для этого на дату возврата рассчитывается НДС по ставке 20 процентов, затем выставляется счет-фактуру на возврат с аналогичной ставкой налога.

Если товары к учету у покупателя не приняты, то НДС начислять не нужно. Счет-фактуру на возврат товара в этом случае покупателем не выставляется (письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 03-07-09/19392).

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 12.09.2018

На кассовых чеках изменится ставка НДС

Так, согласно проекту поправок, вносимых в Приказ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229 с 01.01.2019 на выдаваемых кассовых чеках должна быть указана ставка НДС 20 процентов (ранее эта ставка была равна 18). Компаниям и ИП, осуществляющим расчеты с выделением налога, необходимо заблаговременно побеспокоиться и внести изменения в ККТ. Это можно сделать непосредственно как самим пользователям ККТ, так и с помощью специалистов, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию кассовой техники.

При этом заявление о перерегистрации ККТ в ИФНС подавать не нужно. Изменив сведения в ККТ до внесения поправок в приказ, то есть до 01.01.2019, пользователь не только исполнит требования законодательства, но и даст возможность воспользоваться клиентам вычетом по ставке НДС 20 процентов.

ИФНОРМАЦИЯ УФНС по Республике Алтай от 05.09.2018

Примечание редакции:

Отметим, что вычет НДС по кассовому чеку при отсутствии счета-фактуры применять рискованно (письма Минфина РФ от 12.01.2018 № 03-07-09/634, от 28.12.2017 № 03-07-11/87948). Следовательно, принятие НДС к вычету по кассовому чеку может привести к спору с контролирующими органами. При этом суды считают иначе. По их мнению, при приобретении товаров (работ, услуг) в розницу за наличный расчет право на вычет можно подтвердить иными документами, например, кассовым чеком (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07).

Как перепрошить ККТ в связи с увеличением ставки налога

Ответ. В связи с изменением налоговой ставки по НДС с 18 на 20 процентов при применении ККТ организациями и ИП с 00:00:00 01.01.2019 в чеках должна быть отражены ставка НДС 20 процентов и соответствующая сумма налога.

Для этого компаниям и ИП нужно будет своевременно настроить (переформатировать) кассы. Если в организации нет собственных специалистов, которые могли бы это сделать, необходимо обратиться в сервисные центры.

Так как в связи со сложившейся ситуацией многие сервисные центры будут загружены заказами на соответствующие услуги (на территории РФ зарегистрировано более 2,2 млн ККТ), бизнесменам необходимо позаботиться о настройке своих ККТ заблаговременно.

Следует учитывать, что услуги по перенастройке ККТ платные (стоимость услуг пока не определена), соответственно, организациям и ИП придется нести дополнительные расходы. Стоимость услуги будет зависеть в первую очередь от модели кассового аппарата и сложности операций с ним. Дороже, скорее всего, будет обновление касс старого типа, которыми нельзя управлять дистанционно.

Рекомендуем организациям и ИП заранее обратиться либо в ЦТО, либо в организации, с которыми заключен договор на обслуживание ККТ, чтобы своевременно переформатировать кассу. Если все же не получится настроить ККТ вовремя, покупателям (организациям и ИП) следует выдавать счета-фактуры со ставкой НДС 20 процентов для возможности применения ими вычета по НДС.

На данный момент существует штраф за неправильное оформление фискального чека. В соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ использование ККТ, не соответствующее законодательству, влечет риск получения штрафа в размере до 10 тыс. рублей.

Однако наказания можно избежать, если дадут время на переформатирование касс. Скорее всего, будут определены разумные сроки для настройки ККТ на новую сумму НДС. Но будут ли поблажки, ответа нет. Поэтому рекомендуется организациям и ИП предпринять все зависящие от них действия для корректной работы ККТ с 01.01.2019.

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 12.09.2018

Можно ли изменить госконтракт в связи с повышением ставки НДС

Ответ. Закон № 303-ФЗ не содержит исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 2019 года, в том числе государственных и муниципальных контрактов. Также не предусмотрены какие-либо исключения для договоров, заключенных до 01.01.2019 и предусматривающих авансовые платежи (письмо Минфина РФ от 06.08.2018 № 03-07-05/55290).

В пункте 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Как указано в Информационном письме Минфина РФ от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость» риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, за исключением случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ. Подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Соответственно, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

В то же время нормами ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательством о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Для таких контрактов Постановлением № 1186 установлены их сроки (длительность), назначение (федеральные или муниципальные нужды), суммы и органы, уполномоченные принять изменение цены контракта.

При выполнении условий, предусмотренных Постановлением № 1186 и нормами Закона № 44-ФЗ, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.