Требования к организации умственного труда

Особенности умственного труда

Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350—400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.

В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.

Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

О гигиене умственного труда

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.

Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.

Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.

Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других — бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение «разбитости», раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью. Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.

Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20 °С. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.

Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому Г. у. т. включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь ^ в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при к-ром отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе-не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.

Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, к-рое человек выполняет. Увлеченность работой — один из основных факторов высокой производительности труда.

Результат любого труда, а з особенности умственного, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке завистниче-ства и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.

Т. о., создание «благоприятной психологической обстановки, условий, в к-рых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем,— одно из важнейших требований психогигиены, и в т. ч. гигиены умственного труда.

Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды,, в к-рой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие — быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания»

Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.

Другие публикации:  Заключение органа опеки о порядке общения с ребенком

Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.

Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из к-рых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром- и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, к-рые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с труднорешаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше труднорешаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей перек-лючаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.

Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении Г. у. т. без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу — психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.

§ 15. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Утомление. Нормально жить и учиться ребенок может только при условии правильно организованного умственного труда. Советскому учителю принадлежит одна из главнейших ролей в подготовке всесторонне образованных строителей коммунистического общества. Но не менее важным является также воспитание молодого поколения физически крепким, здоровым и жизнерадостным. Рациональная организация обучения и воспитания с целью всестороннего гармонического развития умственных и физических сил ребенка основана на знании и использовании его возрастных особенностей. Каждый день школьника должен быть построен так, чтобы работоспособность ребенка сохранялась на протяжении всего учебного года.

При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить о физиологическом механизме возникновения утомления и переутомления.

Утомление представляет собой естественное состояние, возникающее в результате напряженной деятельности. У детей младшего школьного возраста различают три степени утомления.

Первая степень утомления проявляется в снижении умственной и физической работоспособности, возникновении двигательного беспокойства. При этом внимание и восприимчивость детей на уроке ослабевают. В дальнейшем развиваются вялость и сонливость. Это говорит о торможении ориентировочных рефлексов, которые всегда связаны с новизной раздражителя.

При второй степени утомления появляются головные боли, происходит дальнейшее ослабление внимания на уроках, понижение аппетита, нарушение сна.

Третья степень утомления характеризуется увеличением количества движений во время сна, частыми пробуждениями. В таких случаях дальнейшая перегрузка ребенка умственной работой может повлечь за собой усиление головных болей, раздражительность, резкое падение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Все это признаки развивающегося переутомления.

Переутомление. Если следы сильного утомления не исчезают у ребенка после отдыха, то развивается стойкое переутомление, приносящее вред здоровью. Оно проявляется в пониженной работоспособности, общей слабости, повышении восприимчивости к болезням, побледнении кожных покровов и пр.

Чтобы предупредить нарастание утомления, необходимо организовать учебную работу так, чтобы дети переходили от умственной деятельности к физической, а от последней — к умственной. Возбуждение новых очагов в коре ведет к тому, что центры, бывшие возбужденными при предыдущем виде работы, затормаживаются. Это ведет к восстановлению их работоспособности.

Большую роль в снижении утомляемости детей играют положительные эмоции, например радость, восторг. Отрицательные эмоции, такие, как обида, страх, приводят детей в состояние угнетения, что создает предпосылки для быстрого утомления.

Переутомлению способствуют также предъявление к учащимся непосильных требований, чрезмерная дозировка и скучное, однообразное изложение учебного материала, окрики учителя, несправедливые и строгие наказания.

Количество уроков. В настоящее время по учебному плану для I — III классов установлено 24 учебных часа в неделю, т. е. по 4 ч в день. С гигиенической точки зрения таков распределение часов соответствует физическим возможностям детей этого возраста. Но для первоклассников такая нагрузка еще не под силу. Поступление в школу резко изменяет условия жизни и характер деятельности семилетнего ребенка. Ему необходимо приспособиться к новым условиям школьной жизни — изменить динамический стереотип. В частности, ребенку трудно привыкать к неподвижному сидению за партой в течение 45 мин.

Исследования показали, что учащиеся первых классов работают наиболее продуктивно на первых уроках, а на четвертом уроке они так много отвлекаются, что вести с ними работу чрезвычайно трудно. Гигиенически правильно сократить продолжительность урока в первом классе до 35 мин. Согласно «Положению о восьмилетней школе РСФСР» педагогический совет имеет на это право.

Продолжительность уроков должна быть установлена в зависимости от возрастных особенностей школьников. Выяснено, что в связи с присущим детям слабым развитием концентрации процессов возбуждения и торможения они могут сохранять внимание в течение следующего времени: в возрасте 5—7 лет — 15 мин, 8—10 лет — 20 мин, 11 — 12 лет — 25 мин.

По истечении этого времени у ребенка возникает вялое, сонливое состояние, внимание его отключается, так как в утомленных участках коры возникает торможение. Вот почему на работу, требующую умственного напряжения, учитель должен затрачивать то количество времени, которое посильно для детей данного возраста,

Установлено, что учебная нагрузка вместе с выполнением домашних заданий не должна превышать для ребенка семилетнего возраста 5,5 ч, а десятилетнего — 6,5 ч в день.

Перемены. Между уроками делаются перерывы для сохранения высокого уровня работоспособности в продолжение все-го учебного дня. В школах длительность перемен после первого и третьего уроков установлена в 10 мин, а после второго — в 20 мин. Достаточно длительные перерывы между уроками необходимы для того, чтобы предупредить нарастающее утомление, накормить детей и провести проветривание классов.

Для сохранения работоспособности учащихся большое значение имеет правильная организация проведения перемен. Не рекомендуется во время перемен шумные игры, чтение художественной литературы, повторение уроков, игра в шашки, шахматы и пр. Однако не следует оказывать на детей давление. Надо разрешать школьникам использовать время перемен по своему усмотрению.

Расписание уроков. Сохранение работоспособности школьников во многом зависит от правильно составленного расписания.

Исследованиями установлено, что на первом уроке работоспособность детей невелика. Это время вхождения в ритм учебного дня. На втором уроке работоспособность повышается и вновь начинает снижаться с конца третьего урока. Данные этих исследований и должны стать основой для составления расписания уроков.

Вот почему наиболее трудные уроки, такие, как арифметика, письмо, рациональнее всего проводить преимущественно на втором часа. Третий и четвертый часы целесообразно отводить урокам физкультуры, труда, пения, поскольку уже на третьем часе у учащихся начинают проявляться признаки утомления. Не разрешено включать в расписание сдвоенные уроки.

На функциональное состояние центральной нервной системы младшего школьника значительное влияние оказывает и сменность занятий, Наиболее благоприятны для сохранения здоровья и работоспособности детей занятия в одну смену — с утра. При невозможности такой организации учебного дня школы младшие школьники должны заниматься в первую смену.

Другие публикации:  Отчетность мсфо курсы

Приготовление уроков. Помимо занятий в школе, дети занимаются приготовлением домашних заданий. Сложность и напряженность умственной деятельности младшего школьника требуют специальных условий для организации работы мозга.

Советскими гигиенистами установлено, что учащиеся первых классов на выполнение домашних заданий должны затрачивать 30 мин — 1ч, учащиеся вторых классов — 1—1,5 ч, учащиеся третьих классов — 1,5—2 ч. При большей затрате времени на приготовление уроков в центральной нервной системе ребенка возникает утомление, которое может с течением времени привести к переутомлению. Перерыв между занятиями в школе и выполнением домашних заданий должен быть не менее 2 ч. В этот период организм учащихся не должен быть чрезмерно перегружен физически. Нельзя допускать игр, сопровождающихся сильным возбуждением. И то, и другое значительно снижает работоспособность детей.

Большое внимание следует уделять рабочему месту школьника. Порядок, чистота, обилие света и свежего воздуха способствуют продуктивности умственной работы ребенка.

Во время приготовления домашних заданий следует по возможности устранять сильные посторонние раздражители, индуцирующие торможение а коре. Через каждые 35—40 мин целесообразно делать перерывы в занятиях, чтобы сохранить вырабатываемый в школе динамический стереотип. Особенно полезны физкультминутки, при которых производится дыхательная гимнастика и упражнения, связанные с разгибанием позвоночника.

Два дня в неделю — суббота и воскресенье — должны быть свободными от приготовления уроков. Отдых ребенка считается тем полноценнее, чем больше времени он проведет на свежем воздухе, играя в подвижные игры, вызывающие большой эмоциональный подъем.

Режим дня младшего школьника. Ежедневный точный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна называется режимом дня. При организованном ритме жизни в центральной нервной системе создаются сложные условнорефлекторные связи, которые обеспечивают и облегчают переход от одного вида деятельности к другому.

Режим дня строится для каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Дети, переболевшие инфекционной болезнью, не способны выдержать строгий режим, так как выносливость организма у них снижена. Особое внимание при составлении режима для младшего школьника следует отвести отдыху и ограничению дневной нагрузки. В первую очередь это касается первоклассников, у которых нервная система обладает рядом функциональных особенностей, способствующих быстрому нарастанию утомления. Кроме того, у семилетних детей происходит смена режима детского сада на новый — школьный, который предъявляет организму большие требования.

В режиме дня должно иметь место сочетание умственного труда с физическим, что является непременным условием гармонического формирования личности. Ребенка необходимо привлекать к участию в трудовых делах семьи и школы, не менее важно ввести в режим дня утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры. Обязательно и пребывание детей на свежем воздухе, не менее 3 ч в сутки.

Примерные режимы дня учащихся младшего школьного возраста приведены в таблицах 4 и 5.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что такое высшая нервная деятельность и какие принципы И. П. Павлов положил в основу учения о ней? 2. Что характерно для безусловных рефлексов? 3. Чем отличаются условные рефлексы от безусловных? 4. Как образуются условные рефлексы? 5. Что такое акцептор действия? в. Какие виды внешнего торможения вы знаете? 7. Какие виды внутреннего торможения вы знаете? 8. Что такое иррадиация нервных процессов? 9. Что называется функциональной мозаикой мозга? 10. Что такое анализ я синтез раздражений? 11. В чем заключается явление доминанты? 12. Что такое динамический стереотип? 13. Каково значение сна? 14. В чем заключается павловская теория сна? 15. Какова физиологическая особенность сновидений? 16. Какие нарушения сна существуют у детей и каковы гигиенические требования к его организации? 17. В чем заключается учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах? 18. Как формируется вторая сигнальная система у ребенка? 19. Какие типы высшей нервной деятельности И. П. Павлов установил для людей? 20. Какие гигиенические требования предъявляются к организации учебных занятий младших школьников?

Особенности умственного труда студента и его научной организации

Эффективность самостоятельной работы студента во многом зависит от ее организации. Прежде всего, необходимо сказать, что обучение в вузе — это труд умственный, который во многом отличается от физического.

Умственный труд характеризуется следующими особенностями:

1. Он не сопровождается выраженными адаптивными реакциями. Наступление утомления при физическом труде автоматически приводит к прекращению работы. При умственном труде этого не происходит, и утомление может приводить к перевозбуждению, нервным сдвигам, а в конечном итоге к различным заболеваниям. Поэтому необходимо учиться чувствовать наступление умственного утомления и своевременно и правильно организовывать отдых.

2. Физический труд ведет к интенсивному расходу энергии (в два раза большему, чем при умственном), нагрузке на мышцы, легкие. Умственный труд при меньших затратах энергии ведет к напряжению нервной системы, усилению деятельности мозга. Поэтому должен быть строгий режим дня, предусматривающий периодическую нагрузку на все функции организма, чередование видов труда.

3. Умственный труд характеризуется повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, переработке большого количества информации.

4. Длительный, напряженный умственный труд неблагоприятно сказывается на кровообращении мозга, работе сердечно-сосудистой системы, пищеварения. У людей умственного труда чаше возникают повышенное давление, сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, гастриты. Поэтому, если Вы занимаетесь умственным трудом, необходимы активный отдых (спорт, туризм) и чередование умственного труда с физическим (например, работой по дому, на даче).

5. Для продуктивной работы мозга необходимы кислород и глюкоза. Поэтому, занимаясь умственным трудом, необходимо чаше бывать на свежем воздухе, проветривать помещение, есть больше фруктов, содержащих глюкозу, и витаминов.

Важным условием сохранения здоровья в результате занятий умственным трудом является умение обнаруживать и устранять утомления и переутомления. Утомление — это понижение дееспособности, возникающее в результате более или менее продолжительной работы. Утомление возникает в период коротких и длительных рабочих циклов и субъективно ощущается как усталость. Процесс утомления в умственной работе может быть заторможен волевыми усилиями, но это не ликвидирует утомления. Бороться с утомлением вредно. Чтобы совершенствоваться в деятельности, необходимо работать до признаков утомления, при их обнаружении организовывать отдых, в результате которого утомление снимается и дееспособность повышается.

Если при признаках утомления организму не дается отдых, утомления наслаиваются друг на друга, и возникает переутомление. Переутомление — этот состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или накоплением утомлений за ряд последовательных периодов. При переутомлении человек совершает грубейшие ошибки в работе. Признаками переутомления являются: чувство общей усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия. Повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль, нарушения сна. При обнаружении признаков переутомления необходим длительный, желательно активный отдых.

Следует отметить, что наступление утомления ускоряется при неудовлетворенности работой, неудачах. И наоборот, положительные эмоции, интерес к работе замедляют наступление утомления. Поэтому старайтесь по возможности выполнять такие виды умственного труда, которые Вам нравятся, вызывают удовлетворение. Если все же не нравится, но нужно, постарайтесь найти в любом труде что-нибудь интересное и полезное для себя. Вспомните, как Том Сойер красил забор.

Важным условием правильной организации умственного труда является сохранение высокой работоспособности.
Работоспособность — это эффективность деятельности с учетом ее физиологической цены (затраченных усилий).

Критериями работоспособности являются:

— прямые — количество и качество результатов труда;
— косвенные — показатели работы функций организма (давление, пульс, уравновешенность нервных процессов, скорость сенсомоторных реакций, координация движений и др.).

— нормальную — способность выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях определенный вид деятельности, сопровождающуюся обратимыми функциональными изменениями в организме;
— профессиональную — нормальная работоспособность в сочетании с определенными моральными качествами, психофизиологическими свойствами, функциональным состоянием организма, профессиональной подготовкой, мотивацией действий, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности.

На уровень работоспособности значимое влияние оказывает такое качество, как выносливость — способность к длительному выполнению работы на заданном уровне продуктивности.

Критериями выносливости являются:

— время выполнения работы;
— удовлетворение/неудовлетворение заданному уровню продуктивности.

Работоспособность тесно связана с трудоспособностью, под которой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые используются им в процессе трудовой деятельности.

— общую — способность выполнять любую работу в обычных условиях труда;
— профессиональную — способность работать в определенной профессии;
— специальную — способность работать в особо вредных условиях труда.

Работоспособность определяется тремя группами факторов:

— физиологическими: возраст, состояние здоровья, пол, питание, сон, общая нагрузка, организация труда и отдыха, сезонные биоритмы и др.;
— физическими: освещение, температура в помещении, шумы, чистота воздуха, площадь помещения, водоснабжение и др.;
— психическими: самочувствие, настроение. Психологический климат в коллективе, психоэмоциональное напряжение, рациональное использование бюджета времени.

Другие публикации:  Как правильно составить договор займа между физическими

Проследите, какие из перечисленных факторов и как влияют на Вашу работоспособность. Например, у одних людей работоспособность повышается в условиях небольшого шума, у других — в полной тишине. У некоторых резко снижается работоспособность в помещениях очень малой или очень большой площади. У одних работоспособность повышается в условиях работы в одиночестве, у других — в коллективе. Важное влияние на работоспособность оказывают сенсорные раздражители. Если они отсутствуют, появляются монотонность, чувство страха, потеря ориентации.

Значимое влияние на работоспособность оказывает время умственного труда. Если оно совпадает с усилением работы жизненно важных функций (сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной системы и др.), то работоспособность повышается. Как правило, работа этих функций усиливается днем и замедляется ночью. Поэтому умственный труд в очень позднее время суток, как правило, неэффективен.

В процессе умственного труда работоспособность изменяется. Можно выделить ее динамику в период рабочих циклов:

— первые 15-20 минут — период врабатываемости, работоспособность невысокая;
— следующие 1-2 часа — период оптимальной работоспособности;
— следующие 1-2 часа — период полной компенсации утомления — работоспособность несколько снижается, но остается устойчивой;
период неустойчивой работоспособности;
— следующие 1-2 часа — период неустойчивой работоспособности;
— далее наступает период прогрессивного снижения работоспособности и продуктивности труда;
— через определенное время в случае увлеченности трудом может наступить период конечного порыва (второго дыхания), когда работоспособность снова повышается.

В соответствии с приведенной динамикой работоспособности необходимо планировать нагрузку: начинать с несложных, интересных заданий, затем переходить к самым сложным, неинтересным, далее постепенно уменьшать сложность заданий. На конец работы желательно оставлять самые легкие и в то же время интересные задания.

Кроме динамики в период рабочего цикла, работоспособность изменяется и в различные периоды суток. Существуют ритмики — люди с устойчивой динамикой работоспособности в течение дня, и аритмики — с неустойчивой. Среди ритмиков выделяют утренний тип, у которых наивысшая работоспособность с 9 до 14 часов дня, и вечерний тип (высокая работоспособность с 18 до 24 часов).

Существует также недельная динамика работоспособности, согласно которой самая высокая работоспособность — во вторник, среду и четверг.

В период умственного труда необходимо регулировать свою работоспособность и поддерживать ее на достаточно высоком уровне. Выделяют следующие пути сохранения и восстановления работоспособности:

1. До начала работы:
— создание надлежащей среды, условий труда (микроклимат, чистота воздуха, освещенность, рациональное размещение оборудования, средств труда);
— забота о здоровье;
— развитие необходимых физиологических и психических качеств, способностей, необходимых для успешного выполнения деятельности (уравновешенности, терпения, воли, памяти, внимания, восприятия, мышления и др.).

2. Во время работы:

— медицинские мероприятия по сохранения и укреплению здоровья;
— практические мероприятия — профилактика утомления и переутомления;
— психологическое обеспечение труда, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Основными средствами повышения и поддержания работоспособности являются:

— прогнозирование физиологических и физических резервов организма;
— контроль за состоянием функций организма и состоянием работоспособности;
— диагностика утомления и переутомления;
— рациональный режим труда и отдыха (правильное распределение бюджета времени, чередование физического и умственного труда, учет индивидуальной периодики биоритмов, регулярность и чередование отдельных занятий в течение дня, соблюдение времени отхода ко сну и пробуждения, отведение на сон не менее 8 часов в сутки, соблюдение времени начала определенных видов занятий);
— активный отдых (спортивные игры, физические упражнения, туризм, водные процедуры);
— рациональное питание (регулярность приема пищи, достаточное количество витаминов, глюкозы, минеральных солей);
— систематичность и последовательность в работе — лучше распределить работу на несколько дней, чем сделать за один день;
— необходимо работать в привычном ритме, не допускать перегрузок;
— предварительное планирование работы и строгий порядок при ее выполнении;
— совершенствование техники личной работы;
— развитие эрудиции — чем она выше, тем меньше времени человек тратит на любую работу, в т.ч. усвоение информации;
— благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия работы;
— правильная организация труда (рациональное размещение оборудования, средств груда все должно быть под рукой, ничего лишнего);
— применение стимулирующих средств (чай с медом, лимоном, кофе, лечебные травы и др.).

В советский период большое внимание уделялось проблеме научной организации труда, в т.ч. труда педагога. В последнее время интерес к этой проблеме уменьшился, однако использование результатов исследователей по проблеме научной организации труда может значительно повысить эффективность Вашей самостоятельной работы. Значимый вклад в развитие проблемы научной организации труда педагога внес И.П. Раченко. Опираясь на его труды, представим некоторые теоретические положения НОТ (научной организации труда).

Научная организация труда — это система и процесс осуществления научно обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное совершенствование самого труда и его условий и на достижение максимальных результатов при рациональных затратах. Это точно рассчитанная организация труда. НОТ включает следующие умения:

— работать, непрерывно совершенствуя приемы и методы труда;
— учиться тому, как надо работать;
— совершенствовать и рационально использовать условия труда (психофизиологические, материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Научная организация труда (НОТ) — это не только организация труда, но и отдыха, свободного времени студента.
Основными проблемами НОТ являются:

— экономия, рациональное использование времени;
— создание и рациональное использование условий труда;
— максимальная забота о здоровье и развитии субъекта труда.

Научная организация труда основывается на следующих принципах (по И.П. Раченко).

1. Организации действия:
— определение цели и задач труда;
— выбор форм, методов и приемов;
— использование техники;
— планирование.

2. Организации измерения процессов и результатов труда:

— нормирования — определение необходимых затрат рабочего времени в конкретных условиях;
— учета процесса и результатов труда;
— контроля — планомерное получение информации о состоянии работы, ее организации с целью коррекции, совершенствования;
— оптимальности — выявить то ценное, что надо развивать, перспективу роста, устранить недостатки.

3. Общего назначения:

— перспективности — исходить из более общих, перспективных задач;
— стимулирования — не только уметь, но и хотеть работать;
— комплексности — любое явление рассматривать как совокупность элементов, составляющих единое целое, как относительно самостоятельную часть более общего целого;
— научности — осуществление учебного труда в каждом конкретном случае должно обеспечивать соответствие организации труда его содержанию на уровне современных достижений науки.

С целью научной организации труда можно использовать следующие приемы:

— предварительное изучение труда — прежде, чем браться за работу, тщательно ее продумать;
— разделение труда на операции, элементы, анализ элементов с точки зрения необходимости для достижения поставленных целей (некоторые операции могут оказаться ненужными); отбор наиболее важных элементов, определение их взаимоотношений;
— определение наиболее эффективных методов и приемов выполнения каждой операции;
— планирование (проектирование) работы — из имеющихся элементов путем синтеза создать модель, выработать такую последовательность труда, отобрать такие его методы и приемы, технические и иные средства, которые позволили бы за максимально короткое время и с наименьшими затратами усилий достигнуть поставленной цели;
— создание научного метода работы — путем опытной проверки спроектированной модели;
— совершенствование научного метода работы.

Анализ литературы по научной организации умственного труда позволяет сформулировать следующие правила умственного труда, которые рекомендуется использовать обучающимся:

1. Работайте в одни и те же часы, формируйте у себя привычку умственного труда.
2. Планирование умственного труда помогает работать четко и ритмично.
3. Знайте точно, что вам нужно сделать за сегодняшний день, но не забывайте о перспективе. Выполнение сложной работы планируйте по частям.
4. Ритмичность труда и отдыха способствует повышению работоспособности.
5. В период отдыха стремитесь к активным движениям, занимайтесь самообслуживанием, физическим трудом.
6. Полноценный сон — биологическая потребность организма. Недосыпать — значит работать на износ.
7. Лучше заниматься на привычном, любимом месте. Правильная организация рабочего места — одно из первых признаков культуры умственного труда.
8. Не забывайте ежедневно подводить итоги проделанной работы, вносить коррективы в план.
9. Всякий результат умственного труда должен быть четко оформлен в виде записи или устного высказывания. Помните, что «незаписанная мысль — это потерянный клад» (Д.И. Менделеев).

Итак, мы разобрали особенности умственного труда и его научной организации. Постарайтесь использовать их в практике своего умственного труда. Это поможет Вам сохранить здоровье и оставить больше времени для отдыха и интересных занятий. Ведь человек, который говорит, что работа привела к потере здоровья, как правило, виноват в этом сам: он неправильно организовал свой труд.шаблоны для dle 11.2